Краски Дагестана на «Юге России»
В выставочном зале Союза художников Дагестана открылась большая зональная выставка произведений современных профессиональных художников республики «Взгляд в будущее». Все они принимали участие в международной выставке художников ЮФО и СКФО «Юг России ХII» в Ростове-на-Дону. Всего же участниками стали мастера кисти из 20 субъектов РФ: Крыма, Краснодарского края, Калмыкии, Астраханской области, Ставрополья, республик Северного Кавказа и других регионов.
Эксперты высоко оценили живопись, графику, скульптуру и образцы декоративно-прикладного искусства дагестанских авторов.
Одним из ярких представителей нашей живописи, чьи работы удостоились похвалы, стала Галина Пшеницына — выпускница Ленинградского художественного института имени И.Е.Репина. Она родилась в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), с 1966 года живёт и работает в Дагестане. Самобытный художник, автор множества замечательных работ, многие из которых вошли в фондовые коллекции республиканских музеев, участница многих международных, всероссийских, зональных и региональных выставок.
Как признается Галина Васильевна, самое главное для нее при написании работы — передать через внешние черты состояние изображаемого, будь это пейзаж, натюрморт или портрет. Она не придумывает сюжеты заранее, все происходит спонтанно.
Работы многопланового художника Абдулзагира Мусаева, чье творчество стоит в ряду классических образцов уникальной культуры Дагестана и по праву занимает достойное место в современном изобразительном искусстве России, неизменно привлекают внимание посетителей на любой выставке. На «Юге России ХII» представлены две его картины «Охота на барса» и «Поединок».
Изысканный колорит и богатая образность будто отсылают нас к сюжетам из «Мцыри» Лермонтова. Невольно возникают ассоциации с античной и восточной мифологией. У каждого – свои мыслообразы, одни плавно перетекают в другие. Такой метафорический микс будоражит воображение и заставляет вновь и вновь возвращаться к работам автора.
Работы Натальи Савельевой, выпускницы мастерской живописи художественно-графического факультета ДГПУ, в чьей копилке более сорока выставок, дарят зрителю ощущение спокойствия, единения с природой. Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение «красивым и некрасивым» лепестком, бугорком, лесом проникают в душу художника, а оттуда выливаются на ее полотна, создавая поэтические живописные произведения. Благодаря этому картины Натальи Савельевой так ценятся всеми, кто знаком с дагестанской живописью.
Волнующая игра контрастов, правильные изгибы, с точностью подобранные оттенки акварели… Работы Зулкарная Рабаданова не оставляют равнодушным никого. В своих картинах он выражает любовь к Родине. Для человека, прожившего большую часть жизни в родном селе в Акушинском районе, на склоне 7 холмов, у долины небольшой речки Бутринки, описать красоту дагестанских аулов, обладая талантом живописца, стало чем-то вроде долга. Отсюда сельский мотив почти в каждой картине, фрагменты личной судьбы автора, портреты и натюрморты, связанные с местами, где он жил и путешествовал.
Помимо мэтров дагестанской живописи, на выставке «Взгляд в будущее» представлены и работы выпускников, а также студентов худграфа Даггоспедуниверситета.
Молодые живописцы, по словам директора выставочного зала Союза художников, художника Амирхана Магомедова, пополняют ряды Союза, а значит, есть преемственность в искусстве республики. Очень интересны дерзкие поиски, и это вселяет надежду на будущий крепкий профессиональный талант. Конечно, многим предстоит еще работать над собой, но есть среди представленных картин и по-настоящему талантливые, законченные работы.
Кроме живописи, дагестанцы на высоком уровне представляют свою республику в графике. Участниками выставки «Взгляд в будущее» стали Юсуп Ханмагомедов и его ученики Фатима Алиева (Саидова), Карина Алиева, Галина Алилова (Юсупова), Андрей Гончар, Магомед Даудов, Багжат Дибирчуева, Исхак Исхаков, Андрей Калугин, Этери Мусаева, Джамиля Султанова, Джамиля Шахбанова и Джаннат Юсупова.
— В последние годы, куда бы мы ни выезжали, дагестанская графика высоко оценивается всеми экспертами, — делится председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов. – А все благодаря тому, что ряды наших графиков пополняют талантливые ученики художника и педагога Юсупа Ханмагомедова. Это удивительный человек. Его произведения восхищают коллег и искусствоведов, простых зрителей и специалистов. Они хранятся в крупнейших музеях России и частных собраниях известных коллекционеров Европы, Азии и Америки. Дагестанский зритель мало знаком с этим замечательным художником-графиком, но не раз встречался с его учениками – выпускниками мастерской худграфа, которой он руководит уже десять лет. За эти годы наша графика поднялась на высокий уровень, наша школа известна на всем Северном Кавказе.
Посетивший выставку «Взгляд в будущее» надолго запомнит яркие, наполненные сакральной символикой работы, выполненные в технике кайтагской вышивки, мастерицы Аминат Османовой. «Три солнца», «Золотое руно», «Оберег»… В каждом панно будто закодировано уникальное послание из древней истории и культуры Страны гор. А как же иначе! Ведь всем известно – кайтагская вышивка всегда была, помимо элемента декора, еще и своего рода оберегом, который сопровождал человека с самого появления на свет, вплоть до ухода из жизни.
Аминат, много лет создающая замечательные образцы в этой технике прикладного искусства, знает перевод каждого символа. С тех самых пор, когда ее, любознательную девчушку, научила старинному ремеслу мастерица Патимат Исмаилова из аула Гапшима Акушинского района, перенявшая технику вышивки от своих предков. Уроки так увлекли Османову, что вышивка на долгие годы стала ее главным занятием, особенно когда она со своей семьей перебралась в Махачкалу, где и творит по сей день.
Говорить об авторах выставки можно долго. Каждый из них много трудится на благо процветания искусства родной республики. И отрадно, что их творчество в очередной раз представило Дагестан на международной площадке на самом высоком уровне.