Помню, мой пожилой сосед Максим много лет назад рассказывал мне, каким интересным событием для него и его друзей стал приезд в Махачкалу актеров, режиссера и двух операторов, задумавших снимать картину «Сорок первый».
– Да, сначала хотели снимать этот фильм у нас, – делился сосед. – Для съемок нужна была пустыня и море, а в Дагестане есть и то, и другое. Я работал в то время на рыбообрабатывающем заводе. Около завода было общежитие. Хотели киногруппу заселить туда. Но потом дали распоряжение устроить всех в гостиницу «Дагестан». А нас, молодежь, попросили помочь перенести весь их реквизит, в основном сценические костюмы. Я как-то и спросил у режиссера:
– Какую картину будете снимать?
Он посмотрел на меня строго и так же строго ответил:
– Про Гражданскую войну.
– А как будет называться?
– Пока не знаем.
А через неделю, оказывается, пришло предписание начинать снимать фильм в Туркмении. Но номера в гостинице «Дагестан» за актерами сохранили.
***
В этой интересной ленте в роли командира отряда Арсения Евсюкова снялся уже популярный в то время актер Николай Крючков, в роли партизанки Марютки – Изольда Извицкая. А роль белогвардейского офицера с оригинальной фамилией Говоруха-Отрок предоставили Олегу Стриженову, который тоже пользовался огромной популярностью.
Кстати, начинающую актрису Извицкую худсовет долго не хотел утверждать на роль. Сомневались. Сможет ли хорошо сыграть? Насколько сильно покажет свою влюбленность в белого офицера? Как будет передавать нежные чувства к чуждому ей классовому врагу? Но за нее свое слово замолвил старейший актер Борис Бибиков, который преподавал во ВГИКе:
– Она моя ученица. Я ручаюсь за нее. Любые преграды одолеет. Прекрасная актриса…
И оказался прав.
Вот как охарактеризовал ее роль киновед и доктор искусствоведения Ростислав Юренев:
«Изольда Извицкая в картине «Сорок первый» успешно преодолевает большие трудности роли девушки-партизанки. Ее характер строится на контрастах: внешняя грубость – и девичья чистота, малограмотность – и житейская мудрость, суровость – и нежность. Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряженный дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюбленность, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал – все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастливой любви Марютки к своему непримиримому врагу сыграны молодыми актерами с настоящим чувством и хорошим мастерством».
***
Если коротко, то сюжет фильма повествует о трагической истории любви поручика, попавшего в плен к красным, и партизанки. Девушка уже уничтожила сорок белогвардейских офицеров. Говоруха-Отрок – сорок первый.
Съемки проходили днем и ночью, так как фильм снимался в натуральных условиях. Несмотря на то, что на дворе был сентябрь, в Туркмении жара была нестерпимой, около +40–45 градусов.
Поэтому сниматься было очень тяжело. Однажды съемки даже остановили – актеры попросили у режиссера неделю отдыха. На это время на пароходе прибыли обратно в Махачкалу и вновь поселились в гостинице «Дагестан».
Народ толпился у входа. Все хотели увидеть своими глазами актеров, особенно поклонницы жаждали посмотреть на Николая Крючкова.
***
Олег Стриженов в 1995 году в передаче «Кинопанорама» рассказывал, что в гостинице города Красноводска в те годы не было нормальных условий, поэтому они и вернулись в Махачкалу.
Больше всего от жары страдал Николай Крючков. Он постоянно пил воду и почти ничего не ел. Похудел на 10 кг. А потом возникла небольшая проблема с Изольдой Извицкой – она почему-то наотрез отказывалась в конце фильма «убивать» Стриженова.
– Не могу и всё! – сказала актриса угрюмо.
– Ты талантливая, ты сможешь, – уговаривал Григорий Чухрай.
– Но ведь по сценарию я его люблю? – вопрошала она.
– Всё правильно. Но если не застрелишь, то он уйдет к своим. Видишь, вдали показались лодки? Это белогвардейцы. И Говоруха-Отрок радуется, бежит им навстречу. Если ты, партизанка, не выстрелишь, он успеет запрыгнуть в лодку.
Полчаса убеждал режиссер Извицкую. Съемочная группа между тем хохотала, буквально держась за животы. Только Чухраю не было в тот момент смешно.
Картину снимали в 1955 году, а на экраны он вышел на следующий год. Олег Стриженов был признан лучшим актером года. А на X международном Каннском фестивале (1957) фильму «Сорок первый» был присужден специальный приз жюри: «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
(Подготовлено по материалам из открытых источников)