Красота, покоряющая мир
На высоте 850 метров над уровнем моря, в котловине, окруженной грядой гор на восточном склоне Бежтинского хребта в Дагестане, расположено селение Унцукуль. Около 200 лет назад здесь зародился древнейший в Стране гор промысел – насечка металлом по дереву.
Многие организовали на дому что-то вроде небольших артелей, где члены семьи специализировались на изготовлении сувениров, кто-то делал трости, кто-то – вазы, подсвечники… Рабочие инструменты для насечки, а их больше 20 разновидностей, – тоже дело рук мастеровых сельчан. Родовое искусство, как и орнамент насечки, передавалось из поколения в поколение. Часто на изготовленные семьей изделия наносилась адресная принадлежность или отличительная метка умельца. По ней можно было проследить историю предков – мастеров этого рода.
Магомедали Магомедалиев – мастер унцукульской насечки из рода Анчи. Его родовой орнамент в виде формы кирпичиков и домиков. По нему узнавали изделия брата дедушки Магомедали – Гасана, известного унцукульца. Родовую эстафету ремесла внук подхватил в 1991 году, поступив подмастерьем на Унцукульскую художественную фабрику.
Он хорошо помнит свою первую самостоятельную работу, которую учился делать три месяца. Казалось, чего проще – установить рукоять на трость. Но эта незатейливая процедура состоит из 12 последовательных операций. Работа чрезвычайно кропотливая, требует аккуратности. Только тогда это будет настоящим творением Мастера.
Изделия, завораживающие своей красотой, делают из дерева, к которому предъявляются особые требования: оно должно быть крепким, вязким и непременно сухим, чтобы со временем не растрескалось, иначе вбитые металлические пластины могут выпасть, и работа рассыплется. Для материала будущих изделий подходит дерево кизила, абрикоса, груши, грецкого ореха. А для насечки используют чаще мельхиор, реже – серебро.
– Четкими ударами специального молоточка в «тело» будущей вазы, блюда, подсвечника, карандашницы из дерева я вбиваю тончайшие маленькие металлические пластины, которые откусываю миниатюрными кусачками от большого мотка, свернутого в кольцо из расплющенной проволоки мельхиора, – рассказывает и показывает Магомедали. – Более крупные детали – пятачки разных размеров – обжигаю. Орнамент выстраиваю так, чтобы прослеживалась связь элементов. Узоры заимствую у реального мира, – поясняет умелец.
Унцукульские изделия ручной работы завораживающей красоты используются для украшения интерьеров, но в нашей практичной жизни чаще всего – в повседневном быту. Это вазы, блюда для фруктов, лопаточки для удобства надевания обуви.
Американец Дуглас Смит, открыв в Интернете страничку «Народные художественные промыслы», удивился мастерству унцукульцев. Ему больше понравились изделия Магомедали, и он заказал ему изготовление ваз. Сначала попросил сделать 20 ваз, потом 80. Дуглас ценит необычный орнамент изделий, высокий профессионализм мастера, особую энергетику ручного труда. Сейчас Магомедали выполняет очередной заказ американца с его пожеланиями покрывать лаком изделия снаружи, а внутри натирать воском. У лауреата премии Правительства РД «Душа Дагестана» в области прикладного искусства – народных художественных промыслов Магомедали Магомедалиева есть и россиянин из Брянской области, давнишний поклонник унцукульского творчества, преподаватель тамошнего университета, которого мастер называет коротко Александр.
В 20-е годы прошлого столетия в благодарность за установление советской власти в Дагестане унцукульцы изготовили вождю страны эксклюзивный чернильный прибор, удививший В. И. Ленина тонкостью работы и красотой. В благодарность от первого лица государства Дагестан получил вагон пшеницы и наказ: «Такое искусство не должно умереть». И мастера горного селения на Кавказе выполняют этот завет.
Унцукульские художественные изделия Магомедали выставлял в Милане (Италия), Париже (Франция), Санкт-Петербурге, Славянске – на – Кубани, Сочи, Ставрополе, Владикавказе, Элисте, Астрахани… Он – частый участник фестиваля «Русь песенная, Русь мастеровая» в Воронежской области. Местные жители заранее дают заказы Магомедали и ждут его приезда с эксклюзивом из далекого Дагестана. И мастер берет деревянную заготовку, высушенную не менее полутора лет, выстругивает, ставит в опилки на месяц. После чего натирает, и опять – в опилки, пока будущая ваза не дойдет до кондиции. И только потом наносит узор, который удивляет, поражает, восхищает. Инкрустированной черепахе унцукульских мастеров дивятся посетители Московского музея игрушек. Любуется подарком и друг нашего земляка, мануального терапевта Джамалутдина Саидбекова, практикующего в Риме, синьор Гаудио, когда на шахматной доске расставляет фигуры с унцукульской насечкой.
– Я твердо знаю, что начальник пожарной части в Азербайджане всегда вспоминает меня, когда с гостями играет в нарды моей работы, – говорит Магомедали. И добавляет: – Я и для министра обороны страны Сергея Шойгу сделал вазу.
Мастер мечтает создать мини-производство под названием «Анчи» с участием унцукульской молодежи. Вместе с нею выезжать за пределы Дагестана, чтобы популяризировать наше искусство. «Оно должно иметь продолжение и развиваться», – убежден лауреат красиво названной премии «Душа Дагестана».