Красота времени неподвластна
Народные фестивали прекрасны тем, что на них всегда бывают представлены национальные ремесла и люди, создающие прекрасное, всегда угостят вас вкусной историей.
Магия вышивания
На одном из таких праздников мастерица рассказывала, что в истории кайтагской вышивки был период безвременья. Но в начале 80-х годов прошлого века совершенно случайно в Дагестан приехал британец Роберт Ченснер. Английский бизнесмен и исследователь был настолько поражен древним рукоделием, что выкупил практически все вышивки и увез их к себе на родину. И вскоре в Лондонском выставочном зале прошла выставка, посвященная искусству кайтагских мастериц.
Роберт Ченснер также выпустил книгу с иллюстрациями приобретенных полотен. Книги и вышивку мастериц затем видели жители Рима, Стамбула, Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. Образцы вышивального искусства есть и в российских собраниях Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея народов Востока и, конечно, в дагестанских музеях.
Искусство кайтагских мастериц древнее и, к счастью, ныне неутраченное. Многие женщины знают разные техники вышивки, пусть даже неумело, но наверняка что-то да вышивали. Но работы кайтагских мастериц удивительны. И не потому, что техника вышивания какая-то особенная, всё дело в рисунках, тайных знаках, символах-оберегах, и далеко не каждый может их прочесть. Любой рисунок – история жизни предков. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми руками – отражение мужского и женского начала.
Самые распространенные виды вышивок – гладь и крестиком. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, еще в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами. Орнаменты и композиции очень разнообразны и в точности не повторяют друг друга.
Ковроткачество – талант и мастерство
Ручное ковроткачество тоже один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. История его уходит корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок говорят о том, что жители Дагестана с древних времен занимались прядением и ткачеством.
Известными центрами ручного ковроткачества являлись высокогорные лезгинские селения Ахты, Микрах, Куруш, где производились ворсовые ковры с высокой плотностью, низким ворсом и изящными рисунками. Из Кубы (Северный Азербайджан) в Дагестан приезжали скупщики самурских ковров, при этом они привозили в виде образчиков кубинские ковры, заказывая изготовление с них копий. Долгое время потому вкус формировался на кубинских рисунках, являвшихся результатом обработки лезгинских, арабских, персидских, и на мотивах кочевых народов – арабесок. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что шло взаимовлияние орнаментов самурских и кубинских ковров. Например, рисунки «хасан-кала», «урус-тура» переданы лезгинами тюркам.
Техника вышивания кайтагских мастериц особенная, всё дело в тайных знаках, символах-оберегах, и далеко не каждый может их прочесть. Любой рисунок – история жизни предков
По мнению ученых, дагестанское ковроткачество — явление самобытное, своего рода синтез, отражение традиций хозяйственной жизни, материальной и духовной культуры, народного искусства. Не имеют аналогов в мире уникальные по орнаментике лезгинские безворсовые ковры «сумахи», кумыкские и аварские гладкотканые ковры «думы» и «давагины». Своеобразное сочетание кавказских и древнетюркских мотивов отмечается в каякентских коврах-паласах.
Слава и красота Аксая
Вот уже три столетия кружевной платок тастар остается одним из неотъемлемых атрибутов культуры кумыкского народа. В последние десятилетия идет активное возрождение тастароплетения на его родине – Аксае и в других кумыкских поселениях республики.
С этим ажурным платком связана интересная легенда. Рассказывают, что в давние времена могущественная и воинственная по характеру кумыкская княгиня Бике, вызвав служанку, приказала ей изготовить подарок. И чтобы он был оригинальным, легким и изящным. А известно, что к княжескому двору допускалась только грамотная и умелая прислуга, и та служанка была одной из таких.
Чуть дольше месяца плела она тастар для княгини. Подарок понравился Бике, и она приказала сплести такие же и для всех княжеских семей. А тогда носили тастары только незамужние девушки. Так тастар стал одним из символов – атрибутом парадной выходной одежды кумычек.
Тастар, напомним, – кружевной платок, легкий, как ветерок, прозрачный, как паутина, с изумительными узорами, на изготовление которого уходит не меньше двух месяцев. А материал для него – исключительно нить гусеницы шелкопряда. В Доме детского творчества села Аксай по тастароплетению функционируют три кружка. Здесь под руководством 36 педагогов обучаются тастароплетению более 1250 учениц. Руководит ими с 2015 года почетный работник общего образования, обладатель гранта «Лучший учитель России», историк и краевед Бурлият Ибрагимова. Среди лучших педагогов Заира Умарова и Загидат Ильясова, которые уже более 15 лет занимаются с детьми. Обе они дипломанты международных фестивалей декоративно-прикладного искусства в Кабардино-Балкарии «Алтын къол» (2017 г.), в Дербенте – «Дербент – перекресток цивилизаций» (2018 год) и других.
Как отметила Бурлият Ибрагимова, только за 2020 год воспитанники и педагоги Дома творчества получили на российских фестивалях в Москве более 30 дипломов и почетных грамот.
Гордятся здесь лучшей рукодельницей Зулайхат Ибрагимовой. За высокий уровень исполнительного мастерства на XXI Республиканском конкурсе пианистов им. Г. Гасанова, творческий подход и любовь к музыке, она Министерством культуры РД награждена Дипломом II степени. Не удивляйтесь. Помимо увлечения музыкой, Зулайхат вяжет кружева тастаров. У юного дарования, уверен, блестящее будущее. В своем творчестве она опирается на опыт и мастерство состоявшихся мастеров-кружевниц: Розы Бийтемировой, Зумруд Ольмесовой, Розы Кадыраджиевой, Нурсият Ошаевой, Гюльназ Черивхановой и других. Они раскрывают юным ученицам свои секреты по кружевному плетению. И значит у искусства яхсай-тастара уверенное будущее. Оно не исчезнет и не забудется, а будет передаваться от поколения к поколению, не померкнет и через многие десятилетия.
Абдусалам Шахбанов