X

Кремнёвки – дело тонкое

Раннее утро. Пока супруга хлопочет по дому, Гасан Гапизович спускается в свою маленькую мастерскую, где под стук молота о наковальню будет создавать будущие детали нового изделия – кремниевого пистолета. За этой кропотливой и трудоемкой работой неспешно потекут мысли, и мастер не заметит, как пройдет несколько часов.

Примерно так проходит почти каждый день мастера из Харбука Гасана Раджабова (на снимке). Он занимается изготовлением кремниевых пистолетов, или, как их называют в народе, кремневок.

– Это для меня больше хобби, – рассказывает мастер. – Основная же моя работа – заведующий местным Домом культуры. В свободное время прихожу в свою мастерскую, включаю старенький магнитофон, настраиваю на какую-нибудь радиоволну и работаю. Здесь у меня нервы отдыхают и мысли упорядочиваются. Эта комнатенка, можно сказать, – мой личный кабинет психолога.

Заниматься изготовлением кремневок Гасан Гапизович начал около пяти лет назад. Азы мастерства постигал у своего дяди, известного в селе мастера.

– Я знал, как изготавливать холодное оружие, могу рассказать обо всех нюансах, технологии создания кинжалов, ножей и шашек, но все же, когда решил всерьез взяться за кузнечное дело, захотел изготавливать именно пистолеты. Почему? Да не знаю. Просто больше привлекло именно это направление.

На создание одного пистолета у харбукца уходит в среднем пять-семь дней. Приклад он изготавливает из ореха, купленного в соседнем Кайтагском районе. Дуло – из стали, которую сам же кует во дворе.

– Самое сложное – выковать замок пистолета, – говорит мастер. – Эта тонкая работа требует большого терпения. Ошибка на долю миллиметра может сказаться на конечном качестве огнива и ударного механизма. Поэтому, когда сажусь за изготовление замка, бываю полностью погружен в процесс. Стараюсь при плохом настроении не браться за работу, чтобы негативные мысли не помешали.

Результат многодневного труда – совершенный по своей форме пистолет. На войну с таким оружием вряд ли пойдешь (по закону мастера-кустари не имеют права производить боевые огнестрельные пистолеты), но пострелять по мишеням во дворе или покрасоваться перед друзьями – ценителями оружия – вполне можно.

Готовые пистолеты Гасан продает в соседний аул Кубачи. Покупают его изделия и гоцатлинцы. В умелых руках славных ювелиров простое по форме оружие превращается в произведение искусства, приобрести его может позволить себе только весьма состоятельный коллекционер.

– А вы не пробовали сами украшать кремневки и самостоятельно находить покупателей?

– Нет. Я занимаюсь своим делом, завещанным мне моими предками, стараюсь делать это качественно, и мне того вполне хватает. Кубачинцы, надо отдать им должное, ювелиры отменные, и мне бывает очень приятно видеть свои пистолеты в их обработке. Очень красиво они смотрятся. Придешь на какую-нибудь выставку, где экспонируются предметы ювелирного искусства Дагестана, и видишь на стендах свои изделия в самых разных сплавах. Я разглядываю их, восхищаюсь и внутренне радуюсь, что сопричастен к этому великолепию.

– Вы, можно сказать, последний из могикан, один из тех немногих сельчан, кто знает секреты производства кремниевого оружия. Почему, по-вашему, так случилось, ведь некогда Харбук был крупнейшим центром производства огнестрельного оружия и в ауле жили целые семьи, производившие знаменитые «харбукинцы»?

– Да, в истории села было время расцвета производства оружия. В XIX веке, к примеру, наш аул стал одной из крупных кузниц производства огнестрельного оружия на Кавказе, а слава об известных мастерах, таких как Алимах, распространялась далеко за пределами Дагестана. Но надо ведь понимать, тогда и время было другое – в нашем оружии нуждались. Вспомним хотя бы период Кавказской войны – харбукские ружья покупали как мюриды Шамиля, так и солдаты царской армии.

После установления в Дагестане советской власти, начиная с 1926 года в стране был издан указ о запрете производства боевого оружия. Тогда многие ружья и пистолеты были вывезены из аула. В последующем изготовителей пистолетов преследовали и даже сажали. И пусть, несмотря ни на что, втайне от властей некоторые мастера все же создавали свои изделия, со временем ремесло стало уходить в прошлое. Сегодня разрешено изготовление кремниевых пистолетов, но это не боевое оружие, а больше сувенирное. Стреляет такой пистолет больше для эффекта.

И людей, желающих этим ремеслом заниматься, увы, почти нет. Это нелегкий труд, требующий терпения и сосредоточенности. Но я все же верю, что наше ремесло не умрет. Оно заложено в генах моего народа, и я надеюсь, что в будущем среди харбукцев будут те, кто продолжит дело предков.

Похожие

Из греков, что ли?

57
Про харбукцев рассказывают, что они – потомки греческих кузнецов, которые сопровождали...

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

32
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

51
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

189
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

73
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...