Купить PDF-версию
20:41 | 09 июня, Пн
Махачкала
X
07:06 13.08.2008

Крестный отец сестер – Мстислав Ростропович

Так уж случилось, что я первая из журналистов открыла для дагестанцев имя большого таланта, написав корреспонденцию «Пари Хайбулаева. Запомните это имя». А познакомилась с ней три года назад, когда ей было 8 лет. Маленькая девчушка, забравшись на стул, на фоне огромного черного рояля в пустом зале музыкальной школы №1 казалась видением. Детские ножки болтались в воздухе, не находя опоры, а одухотворенная ее фигурка с кукольной головкой и живым заинтересованным взглядом перед длинным рядом клавиш рояля, скорее, воспринималась сказочным персонажем, нежели реальным дагестанским ребенком.

Впрочем, ребенком она только выглядела, на чем я и поймалась. Черный больших размеров инструмент и ее маленькое тельце были так несоизмеримы, он казался монстром рядом с беззащитной девочкой, которой предстояло подчинить его себе, своей воле. И я заговорила с ней как с ребенком: «Пари, ты не боишься рояля?». Она смерила меня недоуменным взглядом и как-то уж по-взрослому сказала: «С чего бы я его боялась, мы дружим».

Они действительно дружили. Часами были неразлучны. Дома пианино не было. И Пари оставалась в музыкальной школе, чтобы выполнить домашнее задание. Тогда родители не могли купить дочери дорогой инструмент не только по материальным соображениям, но и потому, что не считали увлечение дочери делом серьезным. Так, блажь ребенка. В роду родителей музыкантов отродясь не было. Мама Халимат – обычная домохозяйка, отец – экономист. Музыка – категория, далекая от их повседневных забот.

И только немного спустя, когда один из лучших педагогов Светлана Папаян заговорила в музыкальной среде об исключительности Пари, о надеждах, которые подает младшая Хадижат, я убедилась, что старшая мыслит музыкальными категориями, и девочки живут в мире гармоничных звуков. Отец девочек Исрап – единственный кормилец в семье, тоже понял: надо поднатужиться на работе, а дома перейти на режим строжайшей экономии, но пианино купить. Сейчас, когда уже девочки играют на очень хороших инструментах знаменитых фирм, на свою домашнюю «Ласточку» смотрят со снисходительным умилением.

А началось с того, что Пари сама привела маму в музыкальную школу. Произошло это, когда Халимат – молодая домохозяйка, повела свою старшую Паришку записывать в 1 класс Махачкалинской школы №13. Но девочка, услышав звуки музыки из соседнего здания музыкальной школы №1, взяв маму за руку, настаивала: «А мне надо сюда».

Прослушав, девочку определили к заслуженному учителю РД Светлане Георгиевне Папаян. Халимат стала аккуратно водить свою Паришку в спецшколу, а так как младшую Хадижат оставить было не с кем, брала в школу и ее.

Пари после уроков оставалась заниматься за инструментом. Хадижат тут же тихо играла сама с собой или с терпеливо скучающей мамой. Казалось, она совсем не обращала внимания  на то, что делала Пари. Но вдруг она прерывала свое нехитрое занятие, подходила к сестре за пианино и выдавала: «Я слышу, что здесь неправильно. Должна быть эта нота», — и безошибочно пальчиком касалась нужной клавиши, приводя в изумление Пари, считавшую сестру совсем маленькой для подобных замечаний, тем более не знавшей ни нотной грамоты, ни клавишного ряда инструмента. Хадижат изумляла и педагога. Девочка непонятно откуда как бы знала законы музыки и безошибочно определяла, что за прозвучавшей нотой в музыкальной фразе должна следовать только определенная, и никакая другая. Делала это она как-бы между прочим, походя, только на миг отрываясь от своих детских забав, и никак не выказывала, что слушает инструмент. Дальше удивления дело не доходило. Хадижат было 6 лет, и родители считали: рано еще ей заниматься музыкой.

Пари любила слушать звуки природы. В них она находила увлекательную гармонию. В порыве ветра, шорохе листьев, журчании ручья ей слышалась незатейливая мелодия, которая так ласкала ее слух. Поэтому она очень любила ездить в Ботлих к бабушке. «Там звуки природы обостреннее», — объясняет Пари свое желание чаще быть в селении. А однажды Пари удивила свою маму: «Слышишь?» — остановила малышка Халимат посреди аллеи в парке, когда они возвращались из школы домой. «Птицы чирикают», — сказала мама на вопрос дочери. «Нет, это же музыка! Как ты не понимаешь?», — беззлобно сказала девочка, радуясь своему открытию.
Особый дар Пари отмечала ее учительница по классу фортепиано С.Папаян. И как у нее водится, стала уделять девочке так много времени, что Пари три года спустя вспоминала:

«Мы занимались так много, что я даже затруднялась сказать, сколько». Как только у Светланы Георгиевны появлялись полчаса – час свободного времени, она сажала Пари за пианино.

И вот ученицу 2 класса музыкальной школы №1 ее педагог С.Папаян повезла на Всероссийский конкурс в Ростов-на-Дону. Заодно решила показать девочку своим опытным коллегам, с которыми поддерживала творческую связь. Увидев Пари на конкурсе, они дружно отмечали ее природную одаренность. П.Хайбулаева на первом своем конкурсе наград не завоевала, но внимание музыкантов на себя обратила. \

Так сложилось, что кассета с выступлением Пари на конкурсе через нашего земляка, уважаемого в музыкальном мире страны и известного своими исследованиями музыковеда Манашира Якубова попала к Мстиславу Ростроповичу. Манашир Абрамович живет давно в Москве, работает главным редактором по изданию творческого наследия Дмитрия Шостаковича и всегда с особой заботой отслеживает дагестанские дарования. Просмотрев кассету, М.Ростропович со свойственной ему безаппеляционностью сказал: «Я должен увидеть эту девочку». Ему робко намекали, что путь от Махачкалы до Москвы не близкий, Москва – город дорогой… Он тут же распорядился дорогу оплатить.

Нельзя сказать, что родители Пари ухватились за эту возможность, но папа дочку в Москву повез. Когда они приехали в Фонд Ростроповича, оказалось, что маэстро нездоров. Но, узнав о гостях из Дагестана, прослушал Пари. Она играла сочинения Шостаковича, Грига, свои опусы…  А после… Он предложил Исрапу оставить Пари в Москве: «Девочка должна учиться здесь», — твердо сказал Мстислав Леопольдович.

Но и тогда в семье Хайбулаевых обсуждали эту проблему вяло. Было множество бытовых и в основном финансовых «НО». Через месяц из Москвы позвонили и повторили свое предложение. Через другой – опять звонок. И так продолжалось месяцев 6-7. И только в марте, почти на исходе учебного года, Хайбулаевы приехали в Москву и прямо к Ростроповичу, который написал письмо директору Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им.П.Чайковского и попросил принять Пари. «Как»», — удивился тот, но тут же осекся: «Если бы не письмо самого Ростроповича…».

Первый же диктант по сольфеджио Пари написала на «двойку». Оказалось, этому предмету в Московской школе уделяется внимание гораздо большее, чем в Махачкалинской. Но надо знать Пари. Два месяца ей хватило, чтобы по сольфеджио быть лучшей в классе заслуженного учителя России Тамары Колос.

— Из чего складываются твои занятия в школе? – спрашиваю у маленькой пианистки.

— Пою с листа, перевожу 5-6 мелодий в другую тональность, читаю ноты с листа, а потом их воспроизвожу на слух. Например, мне учительница предлагает прослушать 5-6 аккордов, а затем их сыграть. Вообще-то, заданий на уроках бывает много разных и всяких.

А в конце занятий ее педагог, шутя, как бы жалуется: «Я устала ставить тебе пятерки». А потому делает такую короткую запись в журнале «5»х11. Где 5 – это оценка, 11 – число заданий.

Семья Хайбулаевых переехала в Москву. Младшая Хадижат выдержала экзамен и теперь учится со старшей сестрой в той же школе при консерватории. И Исрапу нашлась интересная работа на реконструкции – восстановлении музея–усадьбы в Царицыно. Халимат смотрит за дочерьми. Фонд Ростроповича оплачивает им съемную удобную квартиру.

Так что их быт налажен. Кроме того, девочки – стипендиаты Фонда Ростроповича, Президента Республики Дагестан. Пари получает ежемесячное содержание от главы администрации Махачкалы, Президента общественного благотворительного фонда имени шейха Абдурахмана–хаджи Согратлинского Гамзата Гамзатова, который, кстати, несколько лет назад купил Пари отличное пианино за баснословные тогда деньги – 300 тысяч рублей.

Пока у сестер все складывается удачно. Пари успела побывать с выступлениями в Париже. Она открывала вечер памяти М.Ростроповича в театре на Елисейских полях. Более чем трехтысячный зал ее встретил овациями, еще не услышав ее игры. Было объявлено: «Мендельсон. «Две песни без слов». Партия фортепиано Хайбулаева Пари». Зал оживился. Дело в том, что в транскрипции французского языка столица Франции именно так и звучит: «Пари». Французы удивились этому имени, и все взгляды, устремились на сцену. И когда они увидели совсем еще юную пианистку (она была самой младшей в концерте), уже не могли оторвать глаз от маленькой девочки за роскошным роялем. Ее исполнение закончилось восторженными аплодисментами парижской аристократии и знати, среди которой послы многих государств, пришедшие на столь значимый для культурной жизни Парижа концерт. Потом удивленно Пари спрашивали: «Вас назвали в честь города Парижа?». А между тем молодые супруги из далекого аварского селения, давая имя своему первенцу, меньше всего думали о Париже, который десять лет спустя будет ей так восхищенно аплодировать. В этом концерте принимали участие самые талантливые молодые исполнители мира, надежда музыкальной культуры планеты. И среди самых – самых была еще одна дагестанка-скрипачка Э.Аликова, тоже учащаяся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им.П.Чайковского.

— Занятия в спецшколе, выступления… Твой день занят под завязку? – спрашиваю у Пари.

— Да нет. Остается время на обычные игры, посещение концертов в консерватории. Вот недавно в Дом музыки ходили на концерт.

— А тебе нравится современная эстрада?

— Я ее не понимаю, – как-то робко и смутившись говорит Пари. – Разве что «Биттлз», а еще люблю «АББУ». У нас есть все записи этого квартета.

— А еще они очень любят читать, — добавляет присутствующий при беседе и все время молчащий Исрап. – Когда в квартире не звучит пианино, это означает, что девочки читают.

-А чтобы времени больше оставалось на музыкальные занятия, мы с Хадижой по дороге из школы домой в метро многое учим наизусть. Я учу, она меня проверяет, и наоборот.

— Вы их заставляете делать музыкальные уроки? Приходится принуждать? – спрашиваю у Исрапа.

— Никогда. Они сами. Постоянно за инструментом. Они живут музыкой. Сам удивляюсь: откуда это у них?

Талант – явление удивительное и непредсказуемое, как и многое в природе, часть которой человек. Откуда возникает талант, и как он выбирает дитя, в которое вселяется? Кто же это знает? Всем нам приходится только радоваться, что талант не обошел своим вниманием дагестанскую землю. Радуюсь и я, что несколько лет назад своим читателям я известила о рождении нового таланта статьей «Пари Хайбулаева. Запомните это имя». Мое чутье не подвело.
 

Статьи из «Культура»

Татьяна Есенина и Махачкала

30
О Татьяне Есениной поэтесса и переводчица Надежда Вольпин сказала: «Это была красивая...

«Мир внутри меня»

7
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

«Горцы»: прикоснуться к вечности

15
Льется песня, исполняются разные танцы, узоры на коврах...

Величайший

8
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

6
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.

Народный соловей

14
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

20
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Сохраняем традиции – создаём будущее

21
Горы, солнце, пахнет курагой и свежим теплым хлебом....

Воин и писатель

20
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

На службе Отечеству

6
Лучшие режиссеры, фронтовые художники и музыканты из первых уст через свое творчество на...

Когда поёт Месей

152
Месей Багаутдинова – удивительная девочка, чья история трогает до глубины души. Несмотря на...