X
08:48 14.02.2025

Крымская легенда Алиме

Ногайский драматический театр в преддверии 80-й годовщины Победы порадовал премьерой–это спектакль «Алиме» по пьесе Юсуфа Махульдура «Даля». Он не совсем о войне – он о жизни, уничтожаемой этой войной, неожиданных поворотах судьбы и предчувствии надвигающейся беды.

Здесь нет пафоса и ура-патриотизма, а есть живые люди со своими сомнениями и страхами, стремлениями и размышлениями. Здесь нет и априори не может быть счастливого конца, зрители понимают это уже в первом акте.

Уроженцу Крыма, талантливому артисту, режиссеру Рефату Сеит-Аблаеву удалось найти в своей постановке невероятно трепетные и проникновенные детали.

Крым… На оккупированный фашистами полуостров для организации диверсионно-разведывательной группы в тыл врага была заброшена молодая разведчица Алиме Абденанова (в Центре ей присвоили псевдоним «Софие»). Организованная ею группа «Дая» передавала важные сведения о местоположении штабов, командных пунктов, воинских частей и техники врага. Пока девушку не предали…

Наблюдать на сцене за историей 19-летней разведчицы непросто – эмоции перехватывают дух, зрители вместе с действующими героями проживают ужасы войны. А возможно, проводят параллели с событиями, разворачивающимися сегодня.

Алиме и ее группа с честью выполняли возложенные обязанности, но их предала радистка Инна Гуличенко… Она перешла на сторону врага и раскрыла местонахождение радиостанции – не выдержала пыток, сдала гестаповцам всех, даже погибших. Алиме же отказалась передавать немцам сведения о своей деятельности, за что была подвергнута жестоким пыткам в тюрьме в Старом Крыму. Её расстреляли в Симферополе 5 апреля 1944 года.

– Говоря о войне, в первую очередь рассказывают о подвигах мужчин, но множество женщин и совсем юных девушек, таких как Алиме, внесших огромный вклад в победу, остаются безызвестными. Это несправедливо по отношению к их подвигу и памяти, – считает режиссер-постановщик.

– Рефат Юсуфович, вам, автору пьесы (Юсуф Махульдур – литературный псевдоним. – Ред.), наверняка было несложно ставить спектакль?

– На первый взгляд может так и показаться. Режиссер обязан глубоко погрузиться в тему спектакля, хорошо знать сюжет, считаться с авторской концепцией. Как человек с консервативными взглядами, считаю, что режиссерская концепция должна совпадать с авторской. Новаторский взгляд постановщика – это хорошо, однако нужно соблюдать тонкости, важно чувствовать эпоху, декорации и сценическая одежда должны соответствовать времени.

– Ожидали, что будет аншлаг (спектакль три дня подряд собирал полные залы. — Ред.)? Театр, насколько нам известно, планирует гастрольный тур по ногайским селам.

– Я присутствовал на первом показе «Алиме» и, конечно, такого ажиотажа не ожидал. Приятно было слышать отзывы деятелей культуры и искусств республики, интеллигенции. Зрители, которые не успели в эти дни посетить театр, смогут увидеть постановку и в конце февраля. Пьесу на ногайский язык перевела заведующая литературно-драматическим отделом Ногайского театра Рамзия Шабанова. В оригинале диалоги ведутся на татарском языке, стихи и песни звучат на русском. Здесь же «От героев былых времен» и «Журавли» звучали на ногайском языке.

В спектакле участвовали представители трех поколений. В том, что он состоялся, большая заслуга артистов. В «Алиме» был задействован весь творческий коллектив театра. Саида Кельдасова (Алиме), Исмаил Бальгишиев (генерал-майор Трусов), Мурад Аджимуллаев (офицер штаба Баркасов), Фазиль Оразбаев (штурмбанфюрер), Гульназ Османова (лейтенант), Арслан Межитов (Ганс), Каирбек Кокенеев (Къуртвели), Оразбике Кокоева (Ревиде), Темирхан Култаев (Абдуракий), Райганат Суюндикова (Инна Гуличенко) сумели передать дух времени.

Память о войне – это не только скорбь о потерях, но и напоминание о том, как важно беречь мир, ценить человеческую жизнь и сохранять историческую правду

– «Алиме» – не первый ваш совместный опыт работы с Ногайским театром. Когда состоялось знакомство с творческим коллективом?

– В рамках Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» артисты Ногайского театра представили зрителям спектакль «Лавина» (пьеса турецкого драматурга Танджера Джюдженоглу). Их профессиональная игра в Керчи, на территории городища Пантикапей, под открытым небом произвела неизгладимое впечатление. Наше знакомство переросло в творческие коллаборации, три с половиной года назад ставил комедию «Писти, куьйди калакай» по пьесе Д. Худайбердыева «Звездочет».

– Как зритель воспринимает драму? С какими мыслями, на ваш взгляд, должен уйти человек после просмотра «Алиме»?

– Канонады Великой Оте­чественной войны, оставившие глубокий след в памяти народов бывшего СССР, отгремели, казалось бы, 80 лет назад. Но для патриотов, уважающих историю страны, подвиг героев, таких самозабвенных людей, как резидент отдела разведки штаба Приморской армии, кавалер ордена Красного Знамени, ордена Мужества, Героя России (2014, посмертно) Алиме Абденанова, священен. В памяти народа крымчанка навсегда останется символом мужества, стойкости и самопожертвования. В театральном искусстве события кровопролитной войны лучше всего показывать через драму, через жанр исторического портрета. Неповторимую атмосферу того времени создают живая музыка и хореография.

Спектакль ценен тем, что основан на исторических фактах. Группа «Дая» не просто в течение полугода (с октября по апрель) по рации передавала разведданные, она внесла существенную лепту в освобождение Крыма от фашистов. Девушку после мучительных пыток (ей ломали руки, ноги, клочками вырывали волосы) убили в апреле 1944 года, а в мае выселили крымско-татарский народ. Лётчики штурмового авиаполка нашли родственников в местах ссылки и поблагодарили за воспитание такого патриота, искренне преданного своей земле.

Память о войне – это не только скорбь о потерях, но и напоминание о том, как важно беречь мир, ценить человеческую жизнь и сохранять историческую правду. Думаю, что с такими мыслями будут покидать зрительный зал те, кто прочувствует боль героев, трагедию, которую несет любая война. Чувство патриотизма было и будет всегда, будут всегда на нашей земле герои, способные повести за собой и освобождать от агрессоров Родину. Мы должны помнить об Алиме и о других героях Великой Отечественной войны, передавать память о них последующим поколениям, чтобы трагедии такого масштаба никогда не пов­торялись.

Статьи из «Театры»

Классика в оригинальном прочтении

53
Вам довелось побывать в нашем Русском театре и...

Cыграла саму себя

24
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Вся гамма человеческих чувств

118
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

16
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

103
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

27
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

151
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

30
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...