Признаюсь, мне за них стало обидно. Обидно хотя бы потому, что по воле случая мне довелось присутствовать на репетиции одного из спектаклей, и я видела ту работу, которую они проделывают. А конечный результат, который видит зритель, спектакль – говорит о мастерстве и трудолюбии актеров, потому что чем он кажется проще публике, тем больше сил и времени в него вложено.
В театре я гость весьма частый, поэтому такая картина, как «места много, а сесть некому», — явление, к стыду нашему, увы, обычное. Несомненно, это верный признак того, что между зрителем и театром возникла и все больше углубляется пропасть. И это очень грустно. Грустно потому, что театр в свое время олицетворял храм культуры и был носителем глубоко нравственных устоев нашей жизни. Люди как на праздник ходили на постановку новой пьесы, после спектакля могли месяц говорить о нем и находить новые грани в игре актеров и радоваться за любимых героев.
По убеждению одной из моих коллег — журналистов, люди не ходят в театры по той простой причине, что культурные ценности для них отошли на второй план. Стало, скажем так, немодно посещать театр, бывать в кино, в музее, на выставке художественных работ. Права она или нет, судить не берусь, сама я как оптимист продолжаю верить в духовное начало. Какое бы образование человек ни имел, сколько бы он ни получал в рублях либо в долларах купюр за проделанную им работу, какую бы он музыку ни слушал, он, считаю, должен ходить в театр, на выставку, в филармонию – то есть всегда стараться быть человеком культурным.
Но это лишь обратная сторона медали. Дело в том, что на сегодняшний день многие из нас наблюдают весьма неприятную картину, когда у наших детей наглым образом забирают самое ценное и важное. Сюда входят и школы искусств, предметы по ИЗО, тот же самый урок труда превратился в обычную формальность, вместе с тем страдают и многие другие ступени обучения ребенка. Теперь художественное образование стало просто вторичным, фактически говоря – выборочным: захотел — пошел, не захотел — не пошел. Но вот откуда у этой проблемы «растут ноги», мы все прекрасно знаем. Многоуважаемые министерства образования и культуры никак не могут решить, к кому из них двоих должны в конце концов относиться школы дополнительного образования, ведь именно они предопределяют, каким предстанет перед нами завтра наше «воспитанное» общество.
И все же меня вдохновляет тот факт, что в Дагестане существует большое количество театров. А это говорит о том, что остались-таки люди, дорожащие театром, культурой вообще, этим вдохновенным уголком общественной жизни.
Уверена, настоящие театралы ходили в театр, ходят и будут ходить, какие бы катаклизмы ни потрясали общество. И спрашивать у них, почему они это делают, все равно что спрашивать любителей чтения, почему они читают. А потому, что это интеллектуальный зов, общение с живой картинкой, возможность порассуждать и поговорить о том, кто как играл.
Сплетничать на лавочке о своих соседях — не самое полезное времяпрепровождение, а театральная тема — это высший пилотаж, разрядка для души и тела. Поэтому мой вам совет — посещайте театры чаще, бывайте в филармонии. Словом, любите культуру и станете богаче.