Куклы как люди

В творческой лаборатории Сабины Тарикулиевой (на снимке) столько самых разных дагестанских персонажей-кукол, что, кажется, наберется на целый аул, в котором они живут своей жизнью, продолжая нить поколений, о которых складывались легенды, древние сказания. В них люди прославились особым характером, складом ума, горской смекалкой, легко побеждая житейской мудростью самого грозного неприятеля из древнего эпоса.
Ее куклографию можно считать отдельным направлением в искусстве – настолько естественны персонажи. Кажется, что не рука мастера, а Всевышний, вдохнув в ноздри удивительных горцев, женщин, стариков, детей дыхание жизни, очеловечил их, превратив в существо с живой душой.
Сабина улыбается, рассказывая о каждом из созданных образов как о живом человеке, о его быте, родовом очаге, возле которого он всю жизнь прожил, набираясь той горской философии, что помогала выживать в самые трудные времена.
Увлечение куклами для неё началось с художественной школы. Пришлось осваивать ремесло, превратившееся в серьезное увлечение. Начинала с графического рисунка, долго изучала природу национального костюма, но не стилизованного, а того, что носили горянки в давние времена. Поначалу это были три дагестанских образа: лезгинка, кумычка, лачка. Тогда, увлекшись, в работу включились остальные ученики, создав жанровую композицию дагестанской свадьбы, всего шестнадцать кукол. Так и пошло.
Сначала «живые» куклы дарились близким. А потом, прослышав об эксклюзивных работах, их стали заказывать друзья, знакомые. «Мне хотелось создавать такие образы, чтобы они воспринимались как одушевленные предметы. И это зацепило не только меня, но и знакомых», – делится Сабина.
Для Сабины участие в ежегодной выставке «Куклоград» это возможность выразить свое отношение к окружающему миру, желание осветить пространство
Выбрав в художественном училище им. М. Джемала факультет «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», она не ошиблась. Позже работа с детьми превратилась для нее в творческий процесс. Она раскрывает в каждом из своих учеников богатый внутренний мир, превращая мысли в изделия, отличают которые исключительная оригинальность. «Для меня важно научить ребят думать, сопоставлять и не бояться быть непохожими ни на кого другого», – говорит мастерица.
Окончив художественно-графический факультет ДГПУ по специальности «учитель изобразительного искусства», стала учиться у знаменитого Абдулзагира Мусаева, «тянувшего жилы из студентов», но вкладывавшего в них настоящее мастерство.
Её художественные работы, написанные в различной манере, можно причислить к искусству большого мастера, тонкого эстета, образно мыслящего, воспринимающего цвет как художественный антураж, передающий психологическую, эмоциональную сущность образа. В них загадочный и одновременно философский смысл, раскрывающий глубину мысли художника, его мировоззренческое мышление.
Для Сабины участие в ежегодной выставке «Куклоград» и в республиканской художественной выставке, посвященной юбилею Расула Гамзатова, это возможность выразить свое отношение к окружающему миру, желание осветить пространство бесконечным творческим поиском. Она вспоминает прошлый год, когда откликнулась на тематическую выставку «Куклограда», решив «отправить в космос» своих старушек Марзият и Кумсият. А еще раньше на выставке, посвященной героям литературных произведений, привезла образы Остапа Бендера и Царевны-лебедя, в которых детализировалась каждая мелочь, достигая абсолютной достоверности.
– Пришлось и швеей поработать, – рассказывает Сабина. – Всё соблюдалось по технологии: пиджак Остапа – с подкладочной тканью, а лицо было вышито нитками мулине.
К этому времени у нее уже был опыт в создании светских образов: Изабель, Шарлотт, Лукреция, Изольда. Но все же ее больше влекла многоликая этническая культура родного края. Ее бабульки Зубаржат и Майсарат – близкие подруги, вместе ходят в лес за хворостом. Они степенно ведут беседу о доме, семье и внуках. А бабушка Рукьи, скрестив ноги, сидя перед домом, вяжет внучатам теплые джурабы. А вот на сундук присела бабушка Сакинат из Хунзахского района. У нее на руках очаровательный барашек. На бабушке древние украшения, платье с цветочным орнаментом. Солнечная бабулька Шамсият – пряха. Рядом с ней старинная лампа. А рукодельница Бурлият вяжет себе кардиган на осень. В углу светильник, на самой бабушке старинное украшение пожилых горянок – чохто. А вот и наши знакомые, совершенно необыкновенные старушки Марзият и Кумсият, побывавшие на вершине Шалбуздага и в космосе. Они в скафандрах, но чувствуют себя почти обыденно. Серебристый наряд напоминает космический комбинезон. Бабульки живут по принципу: хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – иди вдвоем с подругой.
В мастерской Сабины всё только начинается. Кропотливая работа с этнической тематикой выливается в самые настоящие находки. Так, освоив кайтагскую вышивку в технике «настил вприкреп», она использует возможности необыкновенной, почти мистической символики, в своих работах и работах учеников, которых приучает к использованию элементов национального костюма дагестанских народов.
Новации художницы органичны по сути. И в этом нет ничего случайного. Каждая ее работа выверенная, много раз обкатанная, продумана до мельчайших деталей. Мастер прибегает к различным материалам, используя современные, в том числе полимерную глину для кукол. Она избирательна и в выборе тканей. Это современные восточные принты, традиционные ткани с выдержанными дагестанскими расцветками. А что-то из компонентов подбирается в лесу, на море. Вот, например, на костюм Царевны-лебедя ушло времени больше, чем на сам образ.
Сабина против штамповки в виде дешевых поделок и считает неприемлемым для себя соглашаться на массовые заказы. Но идея выпускать открытки с авторскими куклами давно зреет в голове. Она замечает, что там, где прибыль, заканчивается творчество. Этому ее учили педагоги в училище, на вузовской кафедре, где академическое искусство – первооснова новаторского, эксклюзивного. И мастер заведомо отказывается от рекламных трюков.
Её работы раздариваются, а если и приобретаются, то чаще всего через знакомых, коллег. Она одинаково органична как в прикладном, так и в изобразительном искусстве. И полагается на чувство вкуса, не отказывая себе в том, что ей интересно. Мастер разная в каждой своей работе. И тем интересна. Увлеченно использует традиционные виды творчества. И обещает прибегнуть к тематической орнаментике в куклографии.
Её можно считать шкатулкой с секретом. Так что Сабина еще не раз удивит нас.
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
