X
08:28 18.08.2023

Куклы как люди

В творческой лаборатории Сабины Тарикулиевой (на снимке) столько самых разных дагестанских персонажей-кукол, что, кажется, наберется на целый аул, в котором они живут своей жизнью, продолжая нить поколений, о которых складывались легенды, древние сказания. В них люди прославились особым характером, складом ума, горской смекалкой, легко побеждая житейской мудростью самого грозного неприятеля из древнего эпоса.

Ее куклографию можно считать отдельным направлением в искусстве – настолько естественны персонажи. Кажется, что не рука мастера, а Всевышний, вдохнув в ноздри удивительных горцев, женщин, стариков, детей дыхание жизни, очеловечил их, превратив в существо с живой душой.

Сабина улыбается, рассказывая о каждом из созданных образов как о живом человеке, о его быте, родовом очаге, возле которого он всю жизнь прожил, набираясь той горской философии, что помогала выживать в самые трудные времена.

Увлечение куклами для неё началось с художественной школы. Пришлось осваивать ремесло, превратившееся в серьезное увлечение. Начинала с графического рисунка, долго изучала природу национального костюма, но не стилизованного, а того, что носили горянки в давние времена. Поначалу это были три дагестанских образа: лезгинка, кумычка, лачка. Тогда, увлекшись, в работу включились остальные ученики, создав жанровую композицию дагестанской свадьбы, всего шестнадцать кукол. Так и пошло.

Сначала «живые» куклы дарились близким. А потом, прослышав об эксклюзивных работах, их стали заказывать друзья, знакомые. «Мне хотелось создавать такие образы, чтобы они воспринимались как одушевленные предметы. И это зацепило не только меня, но и знакомых», – делится Сабина.

Для Сабины участие в ежегодной выставке «Куклоград» это возможность выразить свое отношение к окружающему миру, желание осветить пространство

Выбрав в художественном училище им. М. Джемала факультет «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», она не ошиблась. Позже работа с детьми превратилась для нее в творческий процесс. Она раскрывает в каждом из своих учеников богатый внутренний мир, превращая мысли в изделия, отличают которые исключительная оригинальность. «Для меня важно научить ребят думать, сопоставлять и не бояться быть непохожими ни на кого другого», – говорит мастерица.

Окончив художественно-графический факультет ДГПУ по специальности «учитель изобразительного искусства», стала учиться у знаменитого Абдулзагира Мусаева, «тянувшего жилы из студентов», но вкладывавшего в них настоящее мастерство.

Её художественные работы, написанные в различной манере, можно причислить к искусству большого мастера, тонкого эстета, образно мыслящего, воспринимающего цвет как художественный антураж, передающий психологическую, эмоциональную сущность образа. В них загадочный и одновременно философский смысл, раскрывающий глубину мысли художника, его мировоззренческое мышление.

Для Сабины участие в ежегодной выставке «Куклоград» и в республиканской художественной выставке, посвященной юбилею Расула Гамзатова, это возможность выразить свое отношение к окружающему миру, желание осветить пространство бесконечным творческим поиском. Она вспоминает прошлый год, когда откликнулась на тематическую выставку «Куклограда», решив «отправить в космос» своих старушек Марзият и Кумсият. А еще раньше на выставке, посвященной героям литературных произведений, привезла образы Остапа Бендера и Царевны-лебедя, в которых детализировалась каждая мелочь, достигая абсолютной достоверности.

– Пришлось и швеей поработать, – рассказывает Сабина. – Всё соблюдалось по технологии: пиджак Остапа – с подкладочной тканью, а лицо было вышито нитками мулине.

К этому времени у нее уже был опыт в создании светских образов: Изабель, Шарлотт, Лукреция, Изольда. Но все же ее больше влекла многоликая этническая культура родного края. Ее бабульки Зубаржат и Майсарат – близкие подруги, вместе ходят в лес за хворостом. Они степенно ведут беседу о доме, семье и внуках. А бабушка Рукьи, скрестив ноги, сидя перед домом, вяжет внучатам теплые джурабы. А вот на сундук присела бабушка Сакинат из Хунзахского района. У нее на руках очаровательный барашек. На бабушке древние украшения, платье с цветочным орнаментом. Солнечная бабулька Шамсият – пряха. Рядом с ней старинная лампа. А рукодельница Бурлият вяжет себе кардиган на осень. В углу светильник, на самой бабушке старинное украшение пожилых горянок – чохто. А вот и наши знакомые, совершенно необыкновенные старушки Марзият и Кумсият, побывавшие на вершине Шалбуздага и в космосе. Они в скафандрах, но чувствуют себя почти обыденно. Серебристый наряд напоминает космический комбинезон. Бабульки живут по принципу: хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – иди вдвоем с подругой.

В мастерской Сабины всё только начинается. Кропотливая работа с этнической тематикой выливается в самые настоящие находки. Так, освоив кайтагскую вышивку в технике «настил вприкреп», она использует возможности необыкновенной, почти мистической символики, в своих работах и работах учеников, которых приучает к использованию элементов национального костюма дагестанских народов.

Новации художницы органичны по сути. И в этом нет ничего случайного. Каждая ее работа выверенная, много раз обкатанная, продумана до мельчайших деталей. Мастер прибегает к различным материалам, используя современные, в том числе полимерную глину для кукол. Она избирательна и в выборе тканей. Это современные восточные принты, традиционные ткани с выдержанными дагестанскими расцветками. А что-то из компонентов подбирается в лесу, на море. Вот, например, на костюм Царевны-лебедя ушло времени больше, чем на сам образ.

Сабина против штамповки в виде дешевых поделок и считает неприемлемым для себя соглашаться на массовые заказы. Но идея выпускать открытки с авторскими куклами давно зреет в голове. Она замечает, что там, где прибыль, заканчивается творчество. Этому ее учили педагоги в училище, на вузовской кафедре, где академическое искусство – первооснова новаторского, эксклюзивного. И мастер заведомо отказывается от рекламных трюков.

Её работы раздариваются, а если и приобретаются, то чаще всего через знакомых, коллег. Она одинаково органична как в прикладном, так и в изобразительном искусстве. И полагается на чувство вкуса, не отказывая себе в том, что ей интересно. Мастер разная в каждой своей работе. И тем интересна. Увлеченно использует традиционные виды творчества. И обещает прибегнуть к тематической орнаментике в куклографии.

Её можно считать шкатулкой с секретом. Так что Сабина еще не раз удивит нас.

Похожие

Многообразие дагестанского дома

33
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Увидел самолёт и… заболел небом

30
За каждым успешным спортсменом стоит его тренер....

Русская палестинка

75
Ее украшения из бисера и полудрагоценных камней мне показала подруга. Я смотрела и не могла...

В городе кукол

194
Кто сказал, что куклы – это для детей и о детях? Хотите встретиться со сказочным миром, где...

Говорящий с камнями

73
Помните слоган некогда знаменитой рекламы «Я хочу, чтобы картинка ожила»? Так вот,...

Вслед за мечтой

141
Шапери Курбанова (на снимке) стойко ассоциируется с пословицей «И швец, и жнец, и на дуде...

Амиругами – тепло из детства

151
Мы познакомились с Бурлият Ханакаевой или, как называют ее друзья, Бэлой, когда я писала...

Первым делом самолёты…

205
Авиамоделизм – одно из самых увлекательных и популярных хобби в мире. При этом не просто...

В поисках щуки, сазана, сома

81
На дворе июль, а значит, самое время поговорить о рыбалке, увлекательном процессе, который...

Статьи из «Культура»

Художник не может быть равнодушным

11
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

Чухта исполняет просьбу

47
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Импровизация искусства

2
Переливаясь, краски то сгущаются, то неожиданно обретают радужный цвет в лучах солнца,...

Фундаментальное исследование

2
Монографию д.м.н. профессора М. З. Саидова «Клеточные и молекулярные механизмы патогенеза иммуновоспалительных ревматических заболеваний» выдвинута коллективом...

В поисках музейной эстетики

10
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Легенда дагестанской эстрады

8
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

8
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

7
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

10
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...

Сердце Петровска

20
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Герои не ищут славы

10
На одном из республиканских мероприятий редакция газеты «Дагестанская правда» подарила...