X
09:31 30.07.2024

Культура общения

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 109
23

В современных условиях многие молодые люди, подростки и дети не приучены к элементарным нормам и правилам культуры общения, что ведет к вседозволенности, повсеместному игнорированию традиционно сложившихся основ взаимопонимания, сплочения и единства народов Дагестана.

Нормы межличностного и группового общения, «комплекс приличий» у народов Дагестана увязываются с местом, временем, средой общения.

В семье, например, каждый должен быть при деле, в течение всего дня быть опрятен и подтянут; малолетним в этом отношении делается некоторое снисхождение. Осуждается, если взрослый член семьи не занят каким-либо полезным делом. Отдых от дневных трудов и хлопот подразумевается только как сон, праздность осуждается. Редкое явление – праздная группа сельчан. Громкий смех, выкрики в общественных местах не поощряются.

В коллективе, в обществе каждый должен вести себя спокойно, собранно. Сдержанность определяет поведение людей в дагестанском джамаате. Скромно пошутить, негромко посмеяться, не перебивать говорящего, воздерживаться от чрезмерных реплик и замечаний – основной тон, основная атмосфера, например среди собравшихся на годекане. Обличения, язвительные замечания, задевающие достоинство присутствующего, согласно этикету должны быть категорически отвергнуты.

Поведенческие характеристики и нормы взаимоотношений в заметной степени зависят от времени общения. Здесь имеется в виду и время суток, и различные сезоны года. Член общества должен стараться таким образом организовать свой распорядок, чтобы по возможности не отрывать людей от срочного дела. Поэтому визиты к родственникам и односельчанам с просьбами и предложениями принято наносить, будучи уверенным, что те располагают свободным временем. В периоды различного рода сельскохозяйственных кампаний от подобных визитов стараются вообще отказаться, нарушая это правило лишь в исключительных случаях.

Утром, когда каждый работоспособный член общества приступает к своим повседневным делам, общение членов джамаата ограничивается взаимными приветствиями и благопожеланиями при встрече.

Собравшаяся вечером в доме семья после совместного ужина, как правило, не расходится. Это время суток отведено традицией для семейного общения. Наиболее приемлемым периодом для взаимных визитов считается вечер. Чаще всего именно в этот период между ужином и отходом ко сну люди навещали друг друга по делу, из вежливости, просто заходили «на огонек». Беспокоить людей ночью можно было только в экстренных случаях; производить в селении какой бы то ни было шум категорически воспрещалось.

Этикет общения с больными и пострадавшими предлагал регулярно наведываться к больному родственнику, соседу, односельчанину, справляться о здоровье, помогать, приносить с собой лакомства, продукты и готовую еду. Лежачий больной не должен оставаться наедине с собой. У его постели, по этикету, должны собираться друзья, родственники, ровесники (соседки, подруги, односельчанки – у женщины), беседовать с больными.

Со дня смерти члена семьи или близкого родственника члены джамаата, а также близкие и знакомые должны оказывать знаки внимания людям, понесшим потерю. В присутствии находящегося в трауре прекращаются шутки, смех, перебранки, ссоры и прочее.

По нормам традиционного этикета родственники и односельчане посещают семью, понесшую ощутимые материальные или моральные потери: падеж скота или его утеря, пожар, последствия стихийного бедствия и др. Пришедшие высказывают свои сожаления, предлагают помощь, говорят нужные в данной ситуации слова утешения, иными словами, демонстрируют свои сопереживания по поводу случившегося. В подобных случаях оказывают и материальную помощь, отказываться от которой не принято.

Нормы повседневно-бытового этикета призваны продемонстрировать уважение людей друг к другу, их воспитанность в духе требований традиционных этических установок, взаимную доброжелательность и добросердечность общающихся. Регулятором подобных требований и отношений выступает прежде всего и главным образом общественное мнение, одно из основных положений которого сводится к постулату: пользоваться уважением окружающих можно, лишь оказывая глубокое уважение к ним.

От члена общества, участвующего в коллективных работах, требуется уравновешенное состояние, максимальная самоотдача в работе, ожидается полное приложение как умений, навыков, так и физических сил. Только показаться, только присутствовать, обозначиться, особенно не напрягаясь, считается недопустимым. Совершенно не соответствуют традиционным нормам трудового этикета и выпячивание кем-либо своего умения, сноровки, физической силы и тем более высмеивание чьего-либо неумения, неловкости, слабости.

Традиции повседневного трудового этикета предписывают оказание посильной помощи при наличии свободного времени любому человеку или группе лиц, занятых тем или иным видом трудовой деятельности. При этом помощь преимущественно оказывается старшим и родственникам. Оказание помощи младшим этическими нормами не предусматривается: старший может и даже в значительной мере должен ограничить свое участие в работе, выполняемой младшим, поучением, советом.

Пройти мимо работающего человека, особенно группы работающих людей, и не предложить им помощь считается в высшей мере недопустимым. Это требование усиливается, если работают люди преклонного возраста.

Праздничный этикет. Как и у всякого другого народа, у дагестанцев есть праздничные дни. Этикетные ситуации, культура поведения, связанные с ними, составляют особую группу.

В проведении свадьбы дагестанцы придерживаются примерно одного и того же сценария: предсвадебные, свадебные и послесвадебные обычаи и обряды являются весьма схожими. Отдельные нюансы, моменты, штрихи, элементы и их комбинации могли не совпадать не только в различных частях Дагестана, не только у отдельных народов, но даже порой у двух расположенных рядом сел. Правила приличия требуют, чтобы любой член коллектива предложил свои услуги хозяину или хозяйке дома предстоящего торжества, выразил готовность выполнить посильное поручение.

Любой член коллектива, участник общего праздника, должен в полной мере раскрыть свои таланты для всеобщего удовольствия и хорошего настроения. Не одобряется поведение юноши, мужчины, неоднократно приглашающего танцевать одну и ту же девушку, молодую женщину; обсуждающего с кем-нибудь ее наряд, внешний вид; проявляющего знаки привязанности и симпатии к кому-либо из мужчин – друзей, соседей, односельчан; демонстрирующего по отношению к кому-либо высокомерие, неприязнь, недружелюбие; выставляющего напоказ богатый подарок кому-либо по случаю торжества и другое.

Застольный этикет. И при скоромной семейной трапезе, и при обильном коллективном застолье обязательными являются требования общего характера, совокупность которых по местным традициям соответствуют понятию «благородный», «воспитанный». Это такие требования: не набрасываться на еду, есть как бы между прочим, спокойно и не торопясь; не рассматривать блюда, кушанья, яства на столе, не заглядывать в тарелку рядом или напротив сидящих; довольствоваться тем, что непосредственно перед тобой.

Для ведения праздничного застолья избирается тамада. Как правило, это человек старше среднего возраста, «умеющий говорить», т.е. обладающий даром красноречия, мудрый, находчивый. Атмосфера праздничности, веселости во многом зависит от умения тамады вести мероприятие.

Морально-этические нормы дагестанцев категорически запрещают мужчинам пьянство. Пить хмельное можно сколько угодно, но при соблюдении одного правила: мужчина не должен дать кому-либо повод сделать в свой адрес замечание – «ты пьян».

Нормы застольного этикета предписывают воздерживаться от еды и питья, когда кто-либо провозглашает тост, здравицу, когда за столом кто-либо рассказывает присутствующим забавную, удивительную или поучительную историю и прочее.

В повседневных семейных застольях этикетных норм было меньше: к обеду и особенно к ужину семья за стол без старшего не садится, поджидает своего главу. Если кушанье раскладывается по блюдам, первому подают главе семьи, и именно он первым начинает есть.

Разделяя трапезу чужой семьи, родственника или односельчанина, пришедший ведет себя более сдержанно. Иначе говоря, демонстрирует чувство собственного достоинства, подчеркнутое уважение к хозяевам, к дому, где он находится.

Таким образом, каждый дагестанец должен знать и обязан соблюдать исторически сложившиеся духовные ценности, закрепившиеся у народов Дагестана, обеспечивающие культуру и взаимопонимание в обществе.

Статьи из «Культура»

Нравственный ориентир

4
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Это была поистине народная стройка…

6
Если оглянуться на 100 лет назад, то одним из самых ярких...

Семьи участников СВО – в центре внимания

70
Во время недавней прямой линии Главы Дагестана...

Юбилейный концерт

4
Виртуозный саксофонист, ведущий артист и солист эстрадно-духового оркестра Дагестанской...

Когда поёт «Чарода»…

32
Праздничная программа с их участием обречена на успех, бурными овациями встречают артистов...

Как Джабраилов фотографа играл

4
Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел...

Не надо бояться творить

9
Как написать грантовую заявку и получить поддержку от государства на реализацию проекта?...

Философия образов

21
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Вся гамма человеческих чувств

42
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Звучали кумуз, флейта, гармонь…

8
В этом году участниками Регионального фестиваля юных...

Еще раз о любви к Родине

12
Песни времен Великой Отечественной войны, патриотические вокальные произведения,...