X
11:46 12.07.2008

Культура обживания пространства

Так уж человек устроен, что, посетив другой регион или иную страну, он начинает сравнивать увиденное с природой, архитектурой, населением родного края, с привычным своим укладом жизни, с ее различными областями и отраслями. Успехи Западного мира во всех важнейших сферах жизни невольно обращают наши взоры и сравнения на Европу, народы которой примечательны не столько своим сегодняшним благополучием, сколько вкладом в устойчивые цивилизационные векторы мировой истории.

И будучи в августе прошлого года участником научной и культурно-исторической акции Российского философского общества «Из «Третьего Рима» в «Первый Рим», я не только ознакомился с многообразными культурными ценностями Италии, отчасти Венгрии и Австрии, но в этом древнейшем перекрёстке мировых цивилизаций, каким предстала Италия, я по-новому осмыслил ее вклад в основы современной истории, в которой продолжает искать свою нишу Россия и наш Дагестан. Увиденное и осмысленное стимулировали непрерывные размышления о специфике наших народов, об их прошлом, настоящем и будущем в религиозных и идеологических, ментальных  и этнических перипетиях истории.

Предлагаю вниманию читателей газеты часть моих впечатлений: может, кто-то изменит свои представления о пресловутом западном образе жизни, кто-то — о нашей истории,  этнической родословной, а кто-то извлечет нечто для своей практической деятельности. 

По территории названные страны, скорее, сопоставимы с Дагестаном, нежели с огромной Россией.  Хотя они в разы больше по площади нашей республики, меня поразила их высочайшая культура обживания своей географической среды, которая заключается как в приспособлении людей к последней, так и (пожалуй, в большей степени) в ненавязчивом преобразовании предоставленного естественной природой. Из Москвы мы прибыли в столицу Венгрии Будапешт – 2 млн. город с историческими мостами через Дунай и старинными кварталами, вид на которые открывается со знаменитого Рыбацкого бастиона. Ныне в этой небольшой стране центральной Европы с 10 млн. населением мало что напоминает нам о былой дружбе наших народов в составе социалистического содружества. Слова из не столь давно известной песни сегодня уже не определяют прежние интенции народов: «Вышла мадьярка на берег Дуная, бросила в воду цветок. Утренней Венгрии дар принимая, дальше понесся поток…» Маршрут нашего автобуса с тремя десятками российских философов в

Италию лежал через австрийские Альпы, которые на фоне в основном выгорающих к августу-сентябрю дагестанских гор поражают вечной пышной зеленью, почти отсутствием голых каменистых скал. Наше движение по горным дорогам, мостам и туннелям контрастирует сюжетной линии знаменитого «Перехода Суворова через Альпы». Поразительная комфортность во всем, в первую очередь, во вписанности человека в пространство – все красиво продумано, чисто, обустроено, образцово-показательно и не только вокруг домиков под красными черепичными крышами. Отъехав от венгерской границы какие-то 100 метров, мы поняли: это другой мир, другая страна, другие поля, ухоженные посадки, аккуратные карьеры, амбары,  красивое кладбище, аисты…

«Пролетая» на большой скорости по идеальным дорогам мимо населенных пунктов, мы не успевали определить — село это или город. Потом выяснилось, что это и не важно, разницы в них нет. Вдоль международной трассы — лесополосы, скорее, естественные, довольно высокие заборы, очень оригинальные, часто из зелени. Иногда за ними ничего не видно, но ясно — небольшие поселения из 5-6-7, иногда – больше домов на приличном расстоянии друг от друга, а сами городки в среднем через 2-3 км.  На улицах, на тротуарах фонтаны,  на  балконах горшки с цветами. Здесь новые дороги строить не нужно, большинство населения живет вдоль скоростных трасс, так  удобно в плане коммуникаций, ну и вдали от городского шума и суеты, утопая в зелени лесов, среди полей. Особняки в этих странах – небольшие, функционально рациональные, не то, что типовые,  но без архитектурных излишеств, в гармонии со средой, нет того вызывающего по размерам и по затмеванию естественной природы, которое встречаешь нередко в наших городах и райцентрах. И в чем Европа безнадежно «отстала» от Дагестана – никакого металла на крыше – только ярко цветная, чаще красная, керамическая черепица.

Дагестан обустроил, я так думаю, не более трети из необходимых для внутреннего пользования дорог, остальные мы еще не одно десятилетие будем строить, хотя горы наши почти подобны. Австрийские Альпы являются восточными альпами, самая большая гора здесь Гросс Клокнер (большой колокол) высотой 3750м., а на треть горная Италия имеет Монблан в 4087 м. высотой.  Но на всех нас впечатление произвели не пышно зеленые горы, а туннели: было несколько боязно наблюдать, как, «подлетая» к отвесной скале, наш автобус, не сбавляя скорости,  «ныряет» в  освещенные  и вентилируемые многокилометровые (с двусторонним движением в несколько полос)  туннели, оставляя позади горный хребет, и выезжает на виадук над огромным ущельем… Не успели перевести дух — а впереди новый горный массив и автобус в очередном туннеле,  которых в Италии, как оказалось, значительно больше. Вот почему характерных для Кавказа серпантинов здесь почти не встретишь. Я представил себе  дорогу Махачкала-Буйнакск: 2-3-километровый туннель под перевалом наверняка сократил бы путь вдвое и намного его обезопасил. Но, как мне удалось выяснить, все наши подземные переезды в горах не превышают двух десятков километров. Специалистам давно известно, что  горный Дагестан приобретет современные скоростные трассы при условии развитого туннельного строительства. Но насколько это экономически выгодно и посильно нам – ведь европейские трассы, обслуживая регионы с населением в десятки и сотни миллионов человек, окупают себя моментально. Дагестану и России такое самостоятельно не осилить – разве что возможна кооперация в  маршрутах, скажем, из Тбилиси, Еревана, Тегерана, Анкары в сторону Астрахани, Ставрополя, Ростова-на-Дону через наши горы – только в рамках таких международных проектов мы получим современные трассы в горах. Возможно, это единственный способ освоить туристические достоинства наших гор и сохранить их трудовые ресурсы и население. 

Австрия превосходит Дагестан по территории в полтора, а по населению — в три раза, меньшая часть которого  живет  в Вене  (2 млн. чел.) и в небольших (100-200 тыс.) городах Клагенфурт,  Зальцбург, Инсбрук, Линц, Грац и др. Некоторые из них недавно приняли чемпионат Европы по футболу, а в Вене прошел его финал, так что наши соотечественники могли насладиться  достопримечательностями этих городов. Большая же часть населения расселена по всей стране, точнее, по всей чудной природе. И многонациональностью австрийская нация также напоминает наш Дагестан — ее составили словаки, итальянцы, словенцы,  чехи, венгры,  баварцы… Уровень жизни здесь высокий. 70% населения работает в сфере обслуживания – это и кафе, отели и всевозможные сервисные центры. В высокоразвитом сельском хозяйстве занято около 3% населения, но страна обеспечивает себя всеми необходимыми продуктами. Эффективно используются горные ресурсы — горнолыжные курорты пользуются огромной популярностью не только зимой, но и летом. В общем, поучительных экономических сюжетов для параллелей с нашим Дагестаном достаточно.

Въезд в Италию мы прозевали и догадались о нем только по дорожным знакам — в Австрии они синие, в Италии — зеленые. Страна объединяет 20 исторических регионов, отличающихся своим диалектом, ландшафтом, архитектурой, культурными и гастрономическими традициями. Регионы делятся на провинции, где еще больше заметен национальный колорит, и, в свою очередь, состоят из административных  (муниципальных) округов. Ныне население подошло к 60 млн.чел. и по плотности Италия занимает 4-е место в Европе.

Наиболее густо населены Неаполь, равнины Кампания, Ломбардия (Милан), Лигурия (Генуя), где на 1 м2 приходится около 300 чел. В этот регион с благоприятными  условиями для развития интенсивного земледелия, разнообразной промышленности не прерывается приток эмигрантов из Югославии, Албании, Северной Африки и даже Китая — так компенсирует страна не растущую численность коренного  населения. Когда я увидел «вооруженный до зубов» трактор, одним рейсом убирающий кукурузу (с переработкой или силосованием), одновременно вспахивающий, боронующий и, возможно, что-то сеющий, все вопросы об уровне жизни в этой стране и ее притягательности отпали. Фруктовые сады и виноградные посадки также обслуживаются только техникой, о чем свидетельствуют немыслимые при ручном труде ровные линии, точные размеры…А ведь и климат, и почвы, и горы, и море Дагестана ничем не уступают, но к нам не едут, от нас уезжают… 

Правда, природа  одарила Италию редкостной щедротой морской благодатью — побережье занимает 80% границ, омывается водами четырех внутренних морей – Лигурийское, Тирренское, Адриатическое и Ионическое, на прекрасных пляжах которых в те летние дни отдыхало почти полностью неработающее в это время население страны и миллионы туристов. Пляжи бесчисленных курортных городов стандартны своей рациональной инфраструктурой, состоящей из четырех зон — довольно широкая полоса купания с прекрасным песком, полоса раздевалок, душевых, кафе, полоса игральных полей, пешеходная и велосипедная зона, специальные транспортные подъезды, кажется, 100-200 метровой полосой бесконечно тянутся вдоль моря. Наши побережья близ городов, возможно, навсегда потеряны для такого разумного использования в интересах общества частным захватом даже морских волн… Италия мощная морская держава — много портов, своеобразие которых в том, что  для них мало природных лагун, поэтому почти все они искусственные. И это еще не все, чему у итальянцев надо учиться в освоении морского берега.

После чтения монографии известного нашего историка Мурада Магомедова «Древние государственные образования Дагестана» (Махачкала, 2006),  я находился под двойственным впечатлением – каких только царств не было на нашей территории! Но, кроме примечательных могильников и остатков разрушенных башен и цитаделей, от наших предков из стран маскутов, Берсилии, гуннов, хазар, Серир и других никаких архитектурных достопримечательностей  не досталось. Разве что Дербент со своей крепостью… Но то, что сохранилось на земле Древнего Рима и средневековой Италии, наверное, точно передают издания типа книги «100 великих храмов мира», в которую попали около десятка выдающихся соборов и дворцов, воздвигнутых на территории этой страны (почти столько же, сколько во всем мусульманском мире). А сколько замечательных многовековых итальянских городов вписалось в современную цивилизацию! Но об этом – в следующей заметке.
 

Статьи из «Культура»

Легенда дагестанской эстрады

3
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

4
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

4
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

6
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...

Сердце Петровска

14
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Герои не ищут славы

10
На одном из республиканских мероприятий редакция газеты «Дагестанская правда» подарила...

Классика в оригинальном прочтении

50
Вам довелось побывать в нашем Русском театре и...

Портрет Героя – перед глазами

27
Издательский дом «Дагестан» по инициативе Агентства информации и печати РД выпустил...

У музея юбилей

221
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

История одной картины

22
На ретроспективной выставке, приуроченной к 125-летию известного дагестанского художника...

Сложно оставаться равнодушным

25
С каждым годом появляется всё больше возможностей ознакомится с неизвестными страницами...