Культурная бессонница
Учреждения культуры республики присоединились к всероссийской акции «Ночь музеев – 2023», прошедшей 20 мая по всей стране. Для посетителей подготовили выставки, концерты, лекции и много других мероприятий. В Дагестане участниками акции стали 15 тысяч человек.
Тема «Ночи» в этом году – «История и истории». В центре внимания, помимо прочего, были частные рассказы о героях, наставниках, коллекциях, научных открытиях…
«Гости увидели уникальные предметы палеонтологии, редкие коллекции мастеров ювелирного искусства, посетили десятки увлекательных мастер-классов по народным художественным промыслам и послушали музыкальные представления прямо в музейных залах.
Особой программой порадовали самых маленьких участников. Массу положительных эмоций ребятам доставил аквагрим, они сделали первые шаги на творческом пути в ходе мастер-классов по ковроткачеству, живописи и оригами.
Большое внимание музейной ночью уделили 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова. В коридорах учреждений вывешены его архивные фотографии и отрывки из стихотворений. А артисты исполняли песни на слова народного поэта.
Ночь культурного единства собрала в своих стенах не только дагестанцев. К акции с удовольствием присоединились гости из других регионов страны, желающие погрузиться в многогранный мир культуры и искусства дагестанского края», – сообщается в телеграм-канале Минкультуры РД.
Весьма насыщенную программу подготовил, в частности, Дагестанский музей изобразительных искусств. Старт основным событиям дала директор музея Салихат Гамзатова, выступившая с приветственным словом. Затем здесь прошел концерт под названием «Учитель – ученик», посвященный Году педагога и наставника. Прозвучали произведения западноевропейских и русских композиторов, сочинения дагестанских авторов и народные мелодии.
Далее состоялось открытие выставки «Евгений Лансере в Дагестане».
Имя классика отечественного искусства, художника Евгения Евгеньевича Лансере не нуждается в представлении. Обладая многими талантами, он занимался станковой и печатной графикой, живописью, театрально-декорационным искусством, создавал проекты изделий для фарфорового и стекольного заводов Санкт-Петербурга и гранильных фабрик в Петергофе и Екатеринбурге.
Многие годы творческой жизни Лансере прошли на Кавказе. В течение 40 лет он приезжал, а временами подолгу жил тут. Преподавал в гимназии Темир-Хан-Шуры, Академии художеств Грузии. В экспозиции представлено 45 графических листов, выполненных в разных техниках (акварель, тушь, гуашь), из собрания ДМИИ имени П. С. Гамзатовой. На выставке можно увидеть портреты, горные и архитектурные пейзажи, бытовые сцены, зарисовки народного декоративно-прикладного искусства.
Программу ночных мероприятий продолжил мастер-класс в технике линогравюры, который провела педагог Ханум Халиляева. Линогравюра – техника высокой печати. Изображение вырезается на линолеуме или другой полимерной основе и отпечатывается на лист бумаги. Впервые она появилась в начале XX века, когда художники попробовали использовать для печати больших плакатов линолеум вместо деревянной доски. Основное преимущество линогравюры перед другими видами иллюстрации – возможность тиражировать изображение, сохраняя при этом его рукотворную живость.
А ещё в музее прошла авторская экскурсия художника Закарьи Закарьяева по персональной выставке «Жест». Он рассказал гостям об информационных кодах своих работ и их смысловой общности.
«Зачастую мысли и переживания человека находят ответную реакцию в жестах. Кто-то, интуитивно наблюдая за внешними проявлениями, «считывает» собеседника и делает о нем выводы. Другие, наоборот, верят только сказанным словам, при этом не замечают очевидного и оставляют «за бортом» невербальную информацию. 120 представленных арт-объектов и графических листов как раз и являются условным авторским словарем незвукового языка в современной культуре», – вот так доходчиво объясняет и доносит до нас главную идею выставки пресс-служба ДМИИ.
В рамках акции «Спешите видеть» старший научный сотрудник музея Наида Сутаева презентовала скульптурный портрет Тамары Мусахановой, выполненный заслуженным деятелем искусств РД, первой в республике женщиной-скульптором Беллой Мурадовой. В скульптуре перед нами предстаёт задумчивая, ушедшая в свои мысли или замыслы молодая женщина. Красновато-охристый цвет придает бюсту большую теплоту и душевность.
Скульптурный портрет подарен автором учреждению в 2016 году.
Старший научный сотрудник Зарема Гусейнова провела презентацию этюда к картине «Ифигения в Тавриде». В «Илиаде» Гомера прекрасная Ифигения – дочь царя Агамемнона – была предназначена в жертву богине Артемиде, чтобы с ее помощью покорить Трою. Но богиня заменила Ифигению на жертвеннике ланью, а ее перенесла в Тавриду, где сделала жрицей своего храма. Гусейнова рассказала, что перед тем, как написать картину, Валентин Серов нарисовал много эскизов в разной технике: пастель, акварель, карандаш. Сама же картина является частью коллекции Музея изобразительных искусств Татарстана.