Культурный бренд Мекеги
В детстве она показывала кукольные спектакли для младших братьев. Увлекательное занятие поглощало с головой и привносило в жизнь маленьких сельских ребятишек ощущение сказки, чуда. Но если для кого-то детские забавы остаются в прошлом, как приятное воспоминание, то у Ахчакиз Магомедовой из селения Мекеги Левашинского района все сложилось иначе: простое увлечение переросло в дело всей жизни.
Самодельные куклы – герои сказок, конечно же, остались позади, однако любовь к искусству, и в особенности к театральному делу, сохранилась. Сегодня она – режиссер народного театра в Мекеги. За многолетнюю подвижническую работу в минувшем году была отмечена одной из почетных наград республики – премией Правительства РД «Душа Дагестана» в области традиционной культуры и народного творчества.
– Я родилась в семье учителей и, наверное, тоже пошла бы по их стопам, если бы мама, оставив школу, не стала заведующей клубом. Этой работой она увлекла и меня. Именно поэтому после окончания хорового отделения кульпросветучилища я вернулась в район, в родной дом культуры.
Дебют Ахчакиз как режиссера состоялся в 1985 году. Тогда клуб «Мекеги» подготовил к проходившему в республике фестивалю «Маска» спектакль «Цветы в грязи». Первый выход, огромное волнение, но, несмотря ни на что, самодеятельные актеры выступили на достойном уровне. Недаром жюри смотра в конце объявило, что театральный коллектив из Мекеги достоин называться народным. Вскоре так и произошло – из небольшой творческой группы энтузиастов вырос самостоятельный народный театр.
– Первое время были, конечно, определенные трудности, в частности, девушек на сцену родные не отпускали, – вспоминает Ахчакиз. – Приходилось как-то выкручиваться. Помню, однажды мы придумали хитрый ход и при содействии уважаемых женщин села показали аульчанам старинные мекегинские посиделки: оформили домашней утварью сцену, зажгли керосиновые лампы. Это была постановка, где взрослые женщины проживали свою молодость. Тяжелая жизнь, где надо вставать с первыми петухами, с хозяйством управиться, детей в школу собрать… Старожилы села, которые ранее протестовали, увидев и узнав себя, свою жизнь, потеплели к нам, а вскоре наши «Посиделки» стали традиционными в репертуаре театра.
Борьба за признание шла постоянно. Однажды, когда в селе объявили всеобщее собрание, мы, поняв, что такая возможность – собрать разом большое количество людей – выпадет еще не скоро, решили сразу же после собрания представить премьеру спектакля «Матери не хоронят своих сыновей». И сработало: эффект превзошел все наши ожидания, никто не ушел. Все смотрели затаив дыхание. Драма настолько захватила сельчан, что порой даже мужчины тайком вытирали скупую слезу.
Так из года в год коллектив рос, актеры профессионально взрослели, набирались опыта. Некогда самодеятельный театр из Мекеги стал кузницей кадров для республиканского Даргинского театра, культурным брендом села и района в целом.
Сегодня без этого славного и яркого коллектива не обходится ни одно мероприятие республиканского уровня, пропагандирующее народную культуру и традиции. В труппе театра 12 человек.
– Стараемся привлекать молодежь, – отмечает Ахчакиз, – мы знаем возможности земляков, видим, в ком заложен талант актера, и подтягиваем их на сцену. Но есть и свои нюансы в этой работе. К примеру, актрису на роль матери, потерявшей сына на войне, найти было нелегко – никто не соглашался. Пришлось играть самой. На каждой репетиции плакала. По реакции зрителей поняла, что с ролью справилась, однако тяжесть сыгранного останется со мной надолго.
Ныне в репертуаре театра множество постановок, признанных не только сельчанами, но и далеко за пределами Мекеги. Особенно популярны среди зрителей музыкально-театрализованные посиделки с воспроизведением старинных обрядов даргинцев. Стараются в коллективе работать и над пьесами авторов-земляков. Так, благодаря плодотворному сотворчеству с местными литераторами Ахчакиз Магомедова поставила на родной сцене ряд постановок, уже успевших полюбиться постоянным зрителям театра.
– Недавно большой успех имела постановка «Мать изменника», хоть и далась нам непросто, – делится режиссер. – Каждая мать любит своего ребёнка и хочет, чтобы он вырос хорошим человеком и им можно было гордиться. Мать предателя лишена этой возможности. Но она не может отказаться от сына, разлюбить его, каким бы он ни был, и простить его она тоже не может. Поэтому после таких ролей нужно восстановление эмоционального баланса. Нам на помощь приходит комедийный жанр. Одна из моих любимых работ – «Языкастый на коне, а хозяин пешком». Что и говорить, тот, у кого язык подвешен, и правит бал. В селах особое отношение к спектаклям на злобу дня: взаимоотношения в семье между невесткой и свекровью. Тема стара как мир, а поэтому актуальна во все времена. Одна из последних работ – комедия о знахарях, экстрасенсах, которые сегодня пользуются большой популярностью.
Творческий процесс не прекращается. Актеры и режиссер продолжают работать над новыми постановками, ищут интересные пьесы, восстанавливают старинные обряды предков. За большим рублем они не гонятся. Главное – показать, что театр – искусство, способное объединять и обогащать духовно.
– Многое пришлось пережить, но мне отрадно, что мы выросли и на достойном уровне представляем культуру родного села, и за это нас ценят односельчане, – резюмировала свой рассказ Ахчакиз Магомедова.