Культурный дневник школьника
В детстве старый шкаф, оставшийся моему дедушке от его отца, казался загадочным, интригующим, точно нес в себе колдовскую силу. Желание заглянуть в него пугало и волновало не только меня, но и моих сестер.
Шкаф был вроде старого семейного архива, и у каждого его предмета была своя история. Куча бумаг, потрепанные книги, записки, ценная посуда, монеты, старое золото, серебро, ювелирные изделия из металла, сделанные дедом. Частенько по вечерам дедуля зачитывал нам фронтовые письма своего отца, стихи Лермонтова и Пушкина. Только спустя годы я поняла, насколько дороги были ему все эти диковинки. Загадочный шкаф по-прежнему ютится на своем месте, а коллекцию семейного антиквариата пополнили мои детские школьные тетрадки начиная с первого класса. Роюсь в них и нахожу читательский дневник ученицы 2 «б» класса Курбановой Малики.
– Надо же, – думаю я. – Мой читательский дневник!
Так… А что в нем? «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, перечисление главных и второстепенных героев, портретная характеристика каждого из них, краткий анализ.
Должна признаться, вести дневник было делом не из легких, сколько нервишек он мне потрепал! Ну и представьте, каково это – на уровне 2-3 класса делать текстологический анализ произведения. Я его катала сразу в дневник. Кто ж будет все это сочинять на черновике, а потом нудно переписывать! Читала я много, книг для дневника в запасе было видимо-невидимо. И под каждую возиться с черновиками – для моих детских ручек, непривычных к скорописи, это было нудным делом. Став постарше, поняла: ведение этого дневника научило меня замечать в книгах не только героев и сюжет, но и имена, фамилии авторов, что разом повысило градус моей образованности в литературной сфере. Так у меня началось формирование собственного мнения.
«Культурный дневник школьника» является частью федерального проекта «Культура для школьников», который прошел апробацию в 11 пилотных регионах, и с этого года начнет реализоваться по всей России
Как-то поинтересовалась у своих ровесников: был ли у них читательский дневник? Оказалось, что нет. Да они и понятия не имеют, что за дневник такой! Признаться, я была неприятно удивлена, узнав, что сегодня вымирают факультативные занятия. Замечательно, что интенсивно внедряются инновационные технологии в образовании, но не надо забывать о проверенных временем методах обучения. Современная школа переживает новый этап своего развития.
На днях снова спрашиваю у одноклассницы, ныне учительницы младших классов: как сейчас в школе относятся к ведению читательских дневников? Она отвечает:
– Все не так, как раньше! Учителя не хотят тратить нервы и время. В начальной школе мы этого не требуем.
Где ж теперь взять учителя с «правильным» кругозором?! Это серьезная проблема. Хотелось бы, чтобы родители не возлагали всю ответственность за образование своего чада на учителя и сами принимали в нем участие.
Недавно услышала приятную новость. В дагестанских школах внедрят проект «Культурный дневник школьника». Под руководством Председателя Правительства Дагестана Абдулпатаха Амирханова прошло совещание по вопросу его реализации в общеобразовательных учреждениях республики.
«Культурный дневник школьника» является частью федерального проекта «Культура для школьников», который прошел апробацию в 11 пилотных регионах, и с этого года начнет реализоваться по всей России. Идея проекта заключается в том, что школьники будут делиться в дневнике своими впечатлениями после посещения объектов культуры, а также давать им оценку и выполнять различные задания. Это будет способствовать более глубокому осмыслению детьми увиденного и расширять взаимодействие школы и родителей в вопросах просвещения детей и их воспитания.
В 2014 году в нашей республике стартовал совместный проект Министерства культуры РД и Министерства образования и науки РД «Культура – детям села», направленный на приобщение учащихся сельских школ к различным формам профессионального творчества через бесплатный абонемент. В 2015 году формат проекта был обновлен, и он стал называться «Культура – детям Дагестана». Учащиеся городских и сельских общеобразовательных учреждений стали зрителями театральных постановок, для них проводились экскурсии в музеях, библиотеках и культурно-досуговых учреждениях. С начала реализации проекта его мероприятия посетили более 37 тысяч детей.
С идеей создания отдельного «Культурного дневника» в школах Дербента выступила завотделом «Ковры и декоративное искусство» Дербентского музея-заповедника Таисия Алибутаева, которая была одним из координаторов проекта «Культура – детям Дагестана» в Дербенте. Абдулпатах Амирханов назвал проект своевременным и полезным:
– Для нас важны такие проекты, которые будут способствовать приобщению школьников к нашему культурному, историческому наследию. Необходимо внедрить этот культурно-образовательный продукт во всех школах республики, – сказал премьер-министр.
На совещании обсудили вопрос разработки электронной версии дневника и проведения конкурса на его лучшее заполнение.
Будем надеяться, что дагестанским школьникам инициатива понравится, и ведение дневника не станет для них проблемой.