Культурный иммунитет
Многие из нас испытывают положительные эмоции при знакомстве с наследием прошлого, находят зерно здравомыслия и удовлетворения в традициях ушедших поколений, чьи представления и образ жизни способствовали спасению своего народа, обогащению его языка и культуры, обереганию самобытности мышления и поведения. Возможно, что сохранение уважения к стародавнему и есть определенный иммунитет дагестанских народов против культурной унификации из-за широко шагающей по нашей планете экономической глобализации.
Приятно, что в общественной жизни ряда районов Дагестана отводится достойное место торжественным мероприятиям республиканского значения, которые сквозь призму культурного наследия содействуют сохранению дружбы и взаимоуважения в нашем пёстром обществе.
Очередной, седьмой по счету Республиканский фестиваль фольклора «Андийская бурка» дал возможность ценителям культуры и традиций вновь окунуться в атмосферу приятных эмоций.
Говоря о фольклоре, обыватель чаще всего подразумевает литературное и музыкальное народное творчество. Между тем, если смотреть на вопрос шире, это слово аккумулирует практически все идущие из глубины веков проявления духовной и материальной культуры. Это язык, верования, обряды, ремесла и прочее обыденное житейское, закрепленное «гербовой печатью прошлого» в ментальном коде того или иного народа.
В продолжение мысли нужно отметить, что в предшествующей жизни наших народов было мало праздности. Бесчисленные войны и эпидемии, а в случае Дагестана еще строгая и достаточно ограниченная на возможности горная среда были постоянными спутниками. В таких экстремальных условиях закалялся характер, приходило должное понимание роли чести, воли, порядочности, взаимоуважения и труда для достойного существования. Однако, несмотря на достаточно аскетичный и суровый уклад жизни, в горском этикете находили место и обычаи для выражения чувств по случаю различных радостных событий.
Безусловно, современные комфортные условия быта, сформировавшиеся благодаря научно-технической революции ХХ века, накладывают определенный отпечаток на обезличивание культуры народов. Но в то же время в обществах, в которых еще не иссякла память о прошлом, традиционные мировоззрения и поведение еще живут полной или, по крайней мере, частично полной жизнью. К примеру, чего пока не отнять у дагестанцев, так это гостеприимства. Это тоже наша традиция, ставшая своего рода условным рефлексом, и при появлении гостя дагестанцы готовы бросить все свои важные и не очень дела и заняться запросами пришедшего в твой дом.
Вот и в этот раз все было на радость гостям. Практически все села Ботлихского района организовали подворья, оборудованные старинной обиходной утварью, традиционными музыкальными инструментами, народными костюмами, плакатами с фотографиями достопримечательностей сёл и знаменитых личностей. При желании можно было подробно ознакомиться с историей каждого села. Примечательно, что в селах еще имеются умельцы, занимающиеся изготовлением медной посуды, обработкой кожи и шерсти, практикующие другие народные ремесла.
Некоторые участники праздника были облачены в национальные костюмы, в стиле которых накоплена мировоззренческая энергия огромного количества предшествующих поколений. Много красивых слов можно сказать о традиционном наряде андийской женщины, особенно о довольно выразительном головном уборе. Ну и, конечно, не перевелись еще любители бурки, одного из известных символов горцев Кавказа. Эта наплечная одежда, свалянная из овечьей шерсти, и поныне не потеряла своей актуальности, хотя больше применяется как элемент праздничного наряда.
Зрелищная часть фестиваля продолжилась под звуки пандура, барабана и баяна. Художественные коллективы районов на протяжении нескольких часов по-своему иллюстрировали вокальные и хореографические мотивы. В постановках и костюмах сценических исполнителей выразительно подчеркивалась яркость и самобытность горского менталитета. У всех кавказских народов имеются свои модификации задорного танца «лезгинка», ритм которого в целом напоминает орлиную стремительность и лебединую грацию.
Ещё одна наша примечательность – это богатые кулинарные таланты, в которых тоже сохраняются историческая память и связь с предками. В каждом подворье радушно приглашали гостей к праздничному столу с широчайшим разнообразием блюд. Предлагали хинкал из разных видов муки, а также различные мучные блюда с начинкой, вкупе с курдюком вдоволь подавалось мясо в самом разном приготовлении, угощали вареными и свежими дарами огородов и садов, а также бульоном, соками и компотами.
Праздничная встреча состоялась на открытой площадке на берегу живописного озера Кезенойам, окруженного лесистыми горными хребтами. По правде говоря, когда речь идет о высоте более чем в 1800 метров, то прогнозом погоды желательно не увлекаться. Туманное небо без устали напоминало о себе моросящим дождем, что, впрочем, не помешало торжеству состояться. Все, кто съехался сюда из различных районов Дагестана, соседней Чечни и других регионов нашей страны, получили желанную дозу воодушевления.