Культурный иммунитет

Многие из нас испытывают положительные эмоции при знакомстве с наследием прошлого, находят зерно здравомыслия и удовлетворения в традициях ушедших поколений, чьи представления и образ жизни способствовали спасению своего народа, обогащению его языка и культуры, обереганию самобытности мышления и поведения. Возможно, что сохранение уважения к стародавнему и есть определенный иммунитет дагестанских народов против культурной унификации из-за широко шагающей по нашей планете экономической глобализации.
Приятно, что в общественной жизни ряда районов Дагестана отводится достойное место торжественным мероприятиям республиканского значения, которые сквозь призму культурного наследия содействуют сохранению дружбы и взаимоуважения в нашем пёстром обществе.
Очередной, седьмой по счету Республиканский фестиваль фольклора «Андийская бурка» дал возможность ценителям культуры и традиций вновь окунуться в атмосферу приятных эмоций.
Говоря о фольклоре, обыватель чаще всего подразумевает литературное и музыкальное народное творчество. Между тем, если смотреть на вопрос шире, это слово аккумулирует практически все идущие из глубины веков проявления духовной и материальной культуры. Это язык, верования, обряды, ремесла и прочее обыденное житейское, закрепленное «гербовой печатью прошлого» в ментальном коде того или иного народа.
В продолжение мысли нужно отметить, что в предшествующей жизни наших народов было мало праздности. Бесчисленные войны и эпидемии, а в случае Дагестана еще строгая и достаточно ограниченная на возможности горная среда были постоянными спутниками. В таких экстремальных условиях закалялся характер, приходило должное понимание роли чести, воли, порядочности, взаимоуважения и труда для достойного существования. Однако, несмотря на достаточно аскетичный и суровый уклад жизни, в горском этикете находили место и обычаи для выражения чувств по случаю различных радостных событий.
Безусловно, современные комфортные условия быта, сформировавшиеся благодаря научно-технической революции ХХ века, накладывают определенный отпечаток на обезличивание культуры народов. Но в то же время в обществах, в которых еще не иссякла память о прошлом, традиционные мировоззрения и поведение еще живут полной или, по крайней мере, частично полной жизнью. К примеру, чего пока не отнять у дагестанцев, так это гостеприимства. Это тоже наша традиция, ставшая своего рода условным рефлексом, и при появлении гостя дагестанцы готовы бросить все свои важные и не очень дела и заняться запросами пришедшего в твой дом.
Вот и в этот раз все было на радость гостям. Практически все села Ботлихского района организовали подворья, оборудованные старинной обиходной утварью, традиционными музыкальными инструментами, народными костюмами, плакатами с фотографиями достопримечательностей сёл и знаменитых личностей. При желании можно было подробно ознакомиться с историей каждого села. Примечательно, что в селах еще имеются умельцы, занимающиеся изготовлением медной посуды, обработкой кожи и шерсти, практикующие другие народные ремесла.
Некоторые участники праздника были облачены в национальные костюмы, в стиле которых накоплена мировоззренческая энергия огромного количества предшествующих поколений. Много красивых слов можно сказать о традиционном наряде андийской женщины, особенно о довольно выразительном головном уборе. Ну и, конечно, не перевелись еще любители бурки, одного из известных символов горцев Кавказа. Эта наплечная одежда, свалянная из овечьей шерсти, и поныне не потеряла своей актуальности, хотя больше применяется как элемент праздничного наряда.
Зрелищная часть фестиваля продолжилась под звуки пандура, барабана и баяна. Художественные коллективы районов на протяжении нескольких часов по-своему иллюстрировали вокальные и хореографические мотивы. В постановках и костюмах сценических исполнителей выразительно подчеркивалась яркость и самобытность горского менталитета. У всех кавказских народов имеются свои модификации задорного танца «лезгинка», ритм которого в целом напоминает орлиную стремительность и лебединую грацию.
Ещё одна наша примечательность – это богатые кулинарные таланты, в которых тоже сохраняются историческая память и связь с предками. В каждом подворье радушно приглашали гостей к праздничному столу с широчайшим разнообразием блюд. Предлагали хинкал из разных видов муки, а также различные мучные блюда с начинкой, вкупе с курдюком вдоволь подавалось мясо в самом разном приготовлении, угощали вареными и свежими дарами огородов и садов, а также бульоном, соками и компотами.
Праздничная встреча состоялась на открытой площадке на берегу живописного озера Кезенойам, окруженного лесистыми горными хребтами. По правде говоря, когда речь идет о высоте более чем в 1800 метров, то прогнозом погоды желательно не увлекаться. Туманное небо без устали напоминало о себе моросящим дождем, что, впрочем, не помешало торжеству состояться. Все, кто съехался сюда из различных районов Дагестана, соседней Чечни и других регионов нашей страны, получили желанную дозу воодушевления.
Статьи из «Культура»
Когда поёт Месей

Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело

Бюст народному артисту

Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене
