Купить PDF-версию
04:26 | 08 сентября, Вс
Махачкала
X

Кузнец своей судьбы

Марита Мугадова
Выпуск - 2024 № 22
59

Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в Дагестане ремесленный центр. Харбукцы специализировались на изготовлении печей, труб, решеток, сундуков для зерна, кувшинов, мотыг, кос, серпов, других железно-жестяных и ковровых изделий. А неофициально издревле, со времен имама Шамиля, изготавливали на заказ кинжалы, ножи и клинки.

В 1967 году на комбинате художественных изделий трудилось более 1 тыс. мастеров, среди которых были и родители Джавгар Магомедкадиевой (на снимке). Они владели ковкой, знали секреты кузнечной сварки, а дома занимались хозяйством, воспитывали восьмерых детей. Больше других интерес к изделиям из металла проявляла маленькая Джавгар. Обучать внучку взялись дедушка с бабушкой. В семь лет она стала помогать им подавать воздух для поддержки жара в печи. Внучка оказалась талантливой ученицей, за короткий срок научилась отливать серебряные и алюминиевые пуговицы, делать несложные украшения, а также помогала родителям ткать паласы.

И чем старше становилась, тем увлекательнее для нее было занятие, превращающее металл в настоящее произведение искусства. По окончании школы пошла работать на местный комбинат художественных изделий, где наряду с домашней железной утварью научилась делать холодное оружие, работать с металлом так, что ее ножи и кинжалы стали украшением лучших музеев мира.

Так почему же ножи, а не украшения? История гласит, что когда мужчины из села ушли на фронт, женщины, оставшись без кормильцев, начали осваивать мужское ремесло. Не до красоты было, нужно было выживать, а спрос был на оружие. Среди кузнецов была и бабушка Джавгар, которая, по-видимому, и передала внучке свои гены.

Было время, когда харбукская сталь могла уйти в забвение. В 1930 году на грани исчезновения было всё металлопроизводство. Тогда на выручку пришли местные энтузиасты, которые сохранили древний промысел, чтобы передать его потомкам.

В конце 1990-х цех по изготовлению холодного оружия закрыли. И снова помощь пришла от неравнодушных харбукцев, в числе которых была уже сама Джавгар. Производство оружия легализовали, «перековали» в ремесло, а это традиция, которую нельзя ни закрыть, ни запретить.

«Почти вся молодежь уехала из села. Осталось 40–50 хозяйств. Кто-то должен был продолжить начатое дело. Ювелирным украшениям я предпочитаю кинжалы», – делится единственная в республике женщина-кузнец.

Сегодня Джавгар делает клинки, катаны, кинжалы любой формы из инструментальной стали, которую закупает в Махачкале, Ленинграде, Туле. Невозможно даже подсчитать, сколько холодного оружия сделали эти теплые женские руки, а самое первое – дамасский нож – она выковала в 8 классе.

«Знакомая попросила у меня этот нож, ей он нужен был на подарок, – вспоминает умелица. – Очень хотелось бы сейчас узнать его судьбу, интересно посмотреть на узоры. Раньше мне помогала бабушка, рассказывала, чем харбукские символы отличаются от кубачинских. Оказывается, глубокой гравировкой и окружными орнаментами – именно такими они должны быть на харбукских изделиях. А вообще узоры есть на все случаи жизни – на свадьбу, рождение ребенка, похороны и др. Особый смысл несут знаки с надгробных плит. И я очень много времени посвятила изучению каждого из них», – рассказывает она.

В 2009 году Джавгар пришла работать в школу искусств района. С 2015 года по настоящее время художественный руководитель МКУК КРЦ «Уркарах». Находясь в поиске оригинальных решений, она продолжает «ковать» и свое мастерство. За 40 лет работы научилась делать холодное оружие на любой вкус. Свои кинжалы, сабли и ножи гравирует сама.

«Привозим металл, режу болгаркой, начинаю ковать. Ковать и паять – самое сложное в моей работе», – признается мастерица.

До двух недель уходит порой на изготовление одного изделия в зависимости от формы, размера, узоров.

Сохраняя народные промыслы, она сохраняет культурное наследие нации, обеспечивая его передачу последующим поколениям. Организовала в селе кружок, где обучает юных харбукцев работать со сталью.

Рисовать, ковать, гравировать «железная леди» научила более 40 человек. Сейчас многие из них продолжили дело учителя. Среди ее последователей, конечно, и собственные дети.

С 2009 по 2023 год. Джавгар Магомедкадиева и творческий коллектив КРЦ «Уркарах» участвовали в районных и республиканских фестивалях, смотрах, конкурсах народного художественного творчества, организованных Республиканским домом народного творчества, направленных на сохранение и развитие народного искусства, традиционной культуры Дагестана, ее многообразия и самобытности, таких как «Горцы», «Шарвили», «Новруз», «День Весны», «Мы дружбой едины!», «Культура – это мы!», «Мой Дагестан», «Вкусный Кайтаг», «Дербент – перекресток цивилизаций», «Золотая осень» и др.

Наша героиня признается, что мечтает сделать такое изделие, которое сохранится на века, удивит своей необычностью и изяществом, чтобы, взглянув на него, люди сказали: «Неужели такую красоту сделала женщина?!».

Да, она выбрала этот путь! Она – кузнец своей судьбы!

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

24
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

43
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

126
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Матрица древнего искусства

65
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

83
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

65
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

105
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...