Купить PDF-версию
15:20 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Кузнец своей судьбы

Марита Мугадова
Выпуск - 2024 № 22
45

Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в Дагестане ремесленный центр. Харбукцы специализировались на изготовлении печей, труб, решеток, сундуков для зерна, кувшинов, мотыг, кос, серпов, других железно-жестяных и ковровых изделий. А неофициально издревле, со времен имама Шамиля, изготавливали на заказ кинжалы, ножи и клинки.

В 1967 году на комбинате художественных изделий трудилось более 1 тыс. мастеров, среди которых были и родители Джавгар Магомедкадиевой (на снимке). Они владели ковкой, знали секреты кузнечной сварки, а дома занимались хозяйством, воспитывали восьмерых детей. Больше других интерес к изделиям из металла проявляла маленькая Джавгар. Обучать внучку взялись дедушка с бабушкой. В семь лет она стала помогать им подавать воздух для поддержки жара в печи. Внучка оказалась талантливой ученицей, за короткий срок научилась отливать серебряные и алюминиевые пуговицы, делать несложные украшения, а также помогала родителям ткать паласы.

И чем старше становилась, тем увлекательнее для нее было занятие, превращающее металл в настоящее произведение искусства. По окончании школы пошла работать на местный комбинат художественных изделий, где наряду с домашней железной утварью научилась делать холодное оружие, работать с металлом так, что ее ножи и кинжалы стали украшением лучших музеев мира.

Так почему же ножи, а не украшения? История гласит, что когда мужчины из села ушли на фронт, женщины, оставшись без кормильцев, начали осваивать мужское ремесло. Не до красоты было, нужно было выживать, а спрос был на оружие. Среди кузнецов была и бабушка Джавгар, которая, по-видимому, и передала внучке свои гены.

Было время, когда харбукская сталь могла уйти в забвение. В 1930 году на грани исчезновения было всё металлопроизводство. Тогда на выручку пришли местные энтузиасты, которые сохранили древний промысел, чтобы передать его потомкам.

В конце 1990-х цех по изготовлению холодного оружия закрыли. И снова помощь пришла от неравнодушных харбукцев, в числе которых была уже сама Джавгар. Производство оружия легализовали, «перековали» в ремесло, а это традиция, которую нельзя ни закрыть, ни запретить.

«Почти вся молодежь уехала из села. Осталось 40–50 хозяйств. Кто-то должен был продолжить начатое дело. Ювелирным украшениям я предпочитаю кинжалы», – делится единственная в республике женщина-кузнец.

Сегодня Джавгар делает клинки, катаны, кинжалы любой формы из инструментальной стали, которую закупает в Махачкале, Ленинграде, Туле. Невозможно даже подсчитать, сколько холодного оружия сделали эти теплые женские руки, а самое первое – дамасский нож – она выковала в 8 классе.

«Знакомая попросила у меня этот нож, ей он нужен был на подарок, – вспоминает умелица. – Очень хотелось бы сейчас узнать его судьбу, интересно посмотреть на узоры. Раньше мне помогала бабушка, рассказывала, чем харбукские символы отличаются от кубачинских. Оказывается, глубокой гравировкой и окружными орнаментами – именно такими они должны быть на харбукских изделиях. А вообще узоры есть на все случаи жизни – на свадьбу, рождение ребенка, похороны и др. Особый смысл несут знаки с надгробных плит. И я очень много времени посвятила изучению каждого из них», – рассказывает она.

В 2009 году Джавгар пришла работать в школу искусств района. С 2015 года по настоящее время художественный руководитель МКУК КРЦ «Уркарах». Находясь в поиске оригинальных решений, она продолжает «ковать» и свое мастерство. За 40 лет работы научилась делать холодное оружие на любой вкус. Свои кинжалы, сабли и ножи гравирует сама.

«Привозим металл, режу болгаркой, начинаю ковать. Ковать и паять – самое сложное в моей работе», – признается мастерица.

До двух недель уходит порой на изготовление одного изделия в зависимости от формы, размера, узоров.

Сохраняя народные промыслы, она сохраняет культурное наследие нации, обеспечивая его передачу последующим поколениям. Организовала в селе кружок, где обучает юных харбукцев работать со сталью.

Рисовать, ковать, гравировать «железная леди» научила более 40 человек. Сейчас многие из них продолжили дело учителя. Среди ее последователей, конечно, и собственные дети.

С 2009 по 2023 год. Джавгар Магомедкадиева и творческий коллектив КРЦ «Уркарах» участвовали в районных и республиканских фестивалях, смотрах, конкурсах народного художественного творчества, организованных Республиканским домом народного творчества, направленных на сохранение и развитие народного искусства, традиционной культуры Дагестана, ее многообразия и самобытности, таких как «Горцы», «Шарвили», «Новруз», «День Весны», «Мы дружбой едины!», «Культура – это мы!», «Мой Дагестан», «Вкусный Кайтаг», «Дербент – перекресток цивилизаций», «Золотая осень» и др.

Наша героиня признается, что мечтает сделать такое изделие, которое сохранится на века, удивит своей необычностью и изяществом, чтобы, взглянув на него, люди сказали: «Неужели такую красоту сделала женщина?!».

Да, она выбрала этот путь! Она – кузнец своей судьбы!

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

47
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Матрица древнего искусства

40
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

39
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

75
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

96
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...