X

Квинтессенция будущего

Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой, чудодейственным образом превращают глину в образы исторических персонажей, поражая воображение то сторожевой башней в символическом кувшине, то удивительным храмом, за стенами которого таинство вероисповедания. Так мастер даёт жизнь картинам прошлого в наивысший момент драматизма, наполняя смысл человеческого бытия пространственным языческим миром верований.

«Ожерелье для моей Серминаз»

Для Залины Гаджимагомедовой, студентки худграфа ДГПУ, увлечение керамикой не было случайным.

– Так сложилось с детства, – говорит она, – я искала способ выражения, передавая на бумаге утонченную природу явлений, смысл которых был для меня загадкой. Тогда еще не представляла, что уединенный образ жизни формирует иллюзорный мир, в котором я могу ощутить себя парящей в воздухе.

Родилась Залина в Тарумовке. В раннем детстве семья переехала в соседнее село Косякино Кизлярского района, позже в Каспийск, где она продолжила учебу. Признается, что в стремлении реализовать себя в творчестве ей помогла близкая подруга, убедив, что её первые рисунки, срисованные с самой природы, влекут недосказанностью и одновременным желанием передать свое настроение, стараясь быть ни на кого не похожей.

Пытаясь разобраться в своем предназначении, она рассказывает, что предки её из старинного села Ицари Дахадаевского района, где бабушка трудилась на земле, дед чабановал. И вспоминает замечательный фильм «Ожерелье для моей Серминаз», созданный по произведениям Абу-Бакара, где в селе Ицари, в переводе означающее «зажигающее огни», жители славились добрым нравом и народными гуляниями. Одновременно отличались необыкновенным трудолюбием, строительством террас среди голых скал, доставляя высоко в горы землю, чтобы растить благодатные сады.

Здесь же сохранились остатки средневекового замка правителя Ицари Румталкана, поражающего огромными камнями с символическими изображениями древних животных, башнями, объединенными двумя тоннелями для защиты от постоянных набегов недругов. А на подступах к селу высится Большая сторожевая башня, которой не менее 500 лет, и она занесена в каталоги памятников истории Страны гор, находясь под защитой государства.

Но сегодня древнейший памятник культуры, как и само село, в развалинах. И рассказывая о давних событиях, Залина Гаджимагомедова, в глиняной коллекции которой есть большой кувшин с башней, который носит имя Ицари, рассуждает об исторических параллелях, о крови, текущей в жилах потомков ицаринцев, культуре земляков. Для них каждая крупица исторического прошлого – урок, который необходимо извлечь как опыт, отображая в современном контексте традиционные ремесла, быт, национальный костюм.

Познавая историю дагестанской керамики, осознаешь, насколько это уникальное искусство, прославляющее культурное наследие древних мастеров, каждое из которых обладает неповторимостью, особой эстетикой. Оно притягивает таинственной силой ритуалов, символов, создающих ощущение реальности и вымысла, формируя внутренний духовный мир, осмысливая силу художественного образа, который иначе как божьим провидением не назовешь.

Не ремесло, а искусство

– Гончарное дело, – говорит Залина, – это не ремесло, это образ жизни, мышления, искусство, уходящее в глубь веков. Я поначалу занималась изучением ювелирного дела. Но общение с профессором художественно-графического факультета ДГПУ Магомедом Омаровым заставило многое пересмотреть в художественных пристрастиях. Всё изменилось уже на втором курсе, когда из уроков «большого учителя» я поняла, что меня ждет нечто совсем другое. И смогла оценить то, как мастер раскрывает древнее искусство в его многообразии.

Наставляя меня, педагог призывал не бояться предлагать новые идеи, воплощать в жизнь, точно рассчитывая силу творческого замысла. Так глина обрела в моих глазах предназначение, возможность выразить свое мироощущение, видение искусства, улавливая настроение эпохи, многое воспринимая как возможность добиться психологической достоверности в изображении людей, природы, быта горцев, остающихся и ныне носителями традиционной культуры древнего Дагестана.

Изделия из глины восходят к эпохе неолита, датируемые VI–V веками до нашей эры, с течением времени гончарное дело совершенствовалось, проявляя тонкость в изготовлении, демонстрируя развитие художественного вкуса, совершенствуя природу ремесла.

– Многое черпая из истории «глиняной эпохи», – говорит она, – осознаешь, что каждый глиняный черепок, обнаруженный археологами, несет в себе не только технические, но и художественные характеристики.

И замечает, что истоки балхарской керамики сохраняют народное искусство. Оно преломляет древнее искусство в современные формы и, следуя канонам, выражает свое настроение в современном видении керамических изделий.

В её работах следование традиционному искусству проявляется в намеренной шероховатости, только выигрывающей от этого, давая простор фантазии, влекущей необыкновенной гармонией формы и цвета. А авторские композиции органично вплетаются в природные мотивы, создавая единое целое с самой природой. Естественная как сама жизнь, филигрань цветочных узоров сравнима с работой златокузнецов, знаменитых кубачинцев. Нет, она не пытается повторить технику своих соплеменников. Моторика ее движений в определенной последовательности следует за её замыслами, вырабатывая авторский почерк, индивидуальность, что отличает мастера от ремесленника.

Порода особых людей

Общение с будущим профессиональным мастером привлекает суждениями, свойственными тем, кто старается постигнуть мир, чтобы создать свой. И он должен, по её словам, заставить мыслить и других, для кого искусство вечный учитель.

– Каждый, кто занимается традиционными ремеслами, – рассуждает Залина, – особый человек, внутри которого идет постоянная работа над совершенствованием своей собственной природы, того, чем он занимается. Процесс этот бесконечный, чем интересен, и захватывает тебя. В горном крае, где каждый кусочек земли словно исторический артефакт, скальная ось, демонстрирующие взаимовлияние самых разных цивилизаций, заставляют задуматься о своем собственном предназначении во взаимосвязи с Вселенной.

Человек не может существовать без образов и картин, составляющих модель мира, иначе мыслительный процесс замкнется на бесцельном уходе в себя, превратившись в потребителя, а не создателя. Залина Гаджимагомедова рассматривает природные явления как знак свыше, выражающий свое отношения к людям.

Для нее исторические процессы, происходившие на древней земле, – квинтэссенция творчества. Для одних оно открывается, а другие следуют иным путем. Но чем бы горцы ни занимались, творческая жилка дает о себе знать, наполняя край удивительными мастерами-самородками, сказателями, поэтами, учеными. И к этому надо стремиться, став выразителем традиционного быта и искусства.

Статьи из «Народные промыслы»

Бежта в орнаментах

68
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

Этнические мотивы в украшениях

71
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

72
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

178
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

221
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....