Лариса Рейснер в Порт-Петровске
Про нее еще при жизни слагали легенды. Какой только профессией она не владела: была писательницей, журналисткой, дипломатом и даже… комиссаром морского Генерального штаба РСФСР. Нарком просвещения Анатолий Луначарский как-то сказал: «Лариса жаждала подвигов. И время ей предоставило такую возможность».
Лариса Рейснер (на снимке) родилась в Польше в городе Люблин 3 мая 1895 года.
Тогда восточная Польша являлась частью царской России. В 1905 г. семья переехала в Петербург, где ее отец стал преподавать в Психоневрологическом институте литературу и историю. После окончания гимназии с золотой медалью девушка поступила в тот же институт, где преподавал отец.
***
Первым литературным произведением Рейснер была романтическая пьеса «Атлантида», написанная в 1914 году. Все попытки опубликовать это произведение не увенчались успехом, поэтому вскоре она стала с помощью отца выпускать свой журнал под названием «Рудин». Было издано 9 номеров.
На страницах журнала помещала свои стихи и фельетоны. Спустя время привлекла к сотрудничеству таких начинающих поэтов, как Осип Мандельштам, Всеволод Рождественский, Георгий Иванов. Гонорары им выплачивал отец Ларисы.
Когда Мандельштам принес свой очередной опус, то Рейснер сказала ему:
– К сожалению, журнал закрылся.
– Почему?
– Деньги кончились.
Мандельштам пожал плечами:
– Так нигде не берут мои стихи…
Лариса развела руками.
– Ничем не можем помочь…
Бледное лицо поэта стало до невозможности грустным.
– Жаль. Придется записаться добровольцем на войну.
– Так у тебя же зрение плохое.
Осип гордо вскинул свою с черным чубом голову:
– На этот раз попробую пробиться.
Однако ничего не вышло – на медкомиссии его вновь забраковали.
***
В 1917 году Лариса познакомилась с известным поэтом Николаем Гумилевым, который после ранения приехал с фронта в отпуск в Петербург.
Встретились они в ресторане «Привал комедиантов». Здесь было всегда весело. Читали стихи, пили шампанское, рассуждали о политике.
Однажды Гумилев попросил Рейснер почитать ему стихи.
– Свои стихи прочитать или Блока? – спросила девушка.
– Лучше свои.
Лариса продекламировала.
После небольшой паузы прямолинейный Гумилев откровенно сказал:
– Плохие стихи. Никуда не годятся.
Она опустила красивую голову. Потом сказала:
– Почему вы так говорите? Это ведь стихи Блока.
Гумилев усмехнулся:
– Сомневаюсь.
Когда выходили из ресторана, то Рейснер призналась, что стихи написала она.
– Больше не пишите, – сказал ей поэт.
Рейснер так и поступила. Но и отношения с Гумилевым разорвала.
***
В 1918 году она вышла замуж за командующего Волжской военной флотилией Федора Раскольникова. Через некоторое время благодаря поддержке мужа вступила в ряды Красной армии.
В августе после нападения белогвардейцев под командованием генерала Владимира Каппеля на станцию Тюрлема с небольшим отрядом совершила смелый разведывательный рейд до станции Шихраны (недалеко от Тюрлемы) для восстановления связи между штабом и пятой армией.
Нарком по военным и морским делам Лев Троцкий был восхищен мужественным поступком девушки, поэтому через три дня назначил ее комиссаром морского Генерального штаба. И это несмотря на то, что Ларисе было тогда всего 23 года.
На этой должности она пробыла чуть больше полгода. С августа 1919 г. и до середины 1920-го Рейснер участвует в боевых действиях, на этот раз в составе Волжско-Каспийской флотилии. А осенью этого же года становится сотрудником политуправления Балтийского флота.
***
В июле 1921 года Лариса едет в Афганистан с дипломатической миссией, возглавлял которую ее муж Федор Раскольников. Этот визит был обусловлен тем, что необходимо было подписать мирный договор между Советской Россией и Афганистаном.
В Кабул решено было добираться на пароходе из Порт-Петровска до Красноводска, а оттуда на самолете лететь в Афганистан.
Встречали официальных гостей в Порт-Петровске председатель Совета народных комиссаров Дагестанской ССР Джелал-Эд-Дин Коркмасов, комиссар народного хозяйства Магомед Далгат, член Дагревкома, писатель Саид Габиев.
Лариса была удивлена образованностью и утонченностью Коркмасова.
– Вы похожи на европейца, – сказала она.
Коркмасов в ответ лишь едва заметно улыбнулся. Вечером в честь гостей был дан праздничный ужин.
Рейснер поинтересовалась:
– Где нас собираются устроить?
Коркмасов ответил:
– У нас есть хорошая гостиница, которая называется «Экзотика». Думаю, там для всех найдется место.
Лариса радостно рассмеялась:
– Какое чудесное название! А ваш Порт-Петровск – настоящий экзотический город. Слева горы, справа – безбрежное красивое море.
– Да, это так, – кивнул Коркмасов. – В будущем, думаю, Петровск, станет большим портовым городом.
– Мне у вас нравится, – искренне призналась Рейснер. – Вы не возражаете, если мы задержимся еще на пару дней?
– Если у вас есть желание, то, пожалуйста.
– На обратном пути я обязательно постараюсь снова посетить ваш город, – пообещала революционерка.
Но замысел этот, к сожалению, осуществить не удалось.
***
В Афганистане Рейснер пробыла около года.
Неожиданно из Москвы пришла депеша: срочно прибыть в столицу. Раскольников остался в Кабуле, а Лариса вернулась в Россию. Больше они с мужем никогда не встретятся.
Ей поручалось новое задание: поехать в Германию вместе с журналистом Карлом Радеком, чтобы написать книгу о немецком коммунистическом движении. Книга увидела свет в 1924 году.
После этого она решила исполнить давнюю мечту: написать книгу о декабристах. Но завершить свой труд не успела. В феврале 1926 года, выпив стакан сырого молока, заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла в Кремлевской больнице в возрасте 30 лет.
Все близкие были потрясены ее смертью. Никто не ожидал, что она уйдет из жизни так рано.
Лев Троцкий через несколько дней после похорон Ларисы Рейснер написал о ней такие строки:
«Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий ироничный ум и мужество воина…».