Купить PDF-версию
06:56 | 19 октября, Вс
X
10:01 04.09.2025

Летописец эпохи. Забытое наследие Дмитрия Капаницына представили в Дагестане

Его имя знает каждый специалист, но творчество долгие годы оставалось для широкой публики практически неизвестным. В Национальном музее Дагестана открылась выставка «Дмитрий Капаницын. 1895–1961», приуроченная к 130-летию со дня рождения художника.

Дмитрий Акиндинович Капаницын официально признан одним из основоположников изобразительного искусства Дагестана. Однако за этой громкой формулировкой десятилетиями скрывалась фигура мастера, чье реальное наследие было известно лишь по скупым упоминаниям в учебниках.

Исправить эту историческую несправедливость первой взялась известный искусствовед Джамиля Дагирова. Еще в 2010 году, работая в Музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, она инициировала и подготовила первый мемориальный выставочный проект «Художник и Педагог». Именно тогда благодаря ее кропотливой работе – поискам в музейных запасниках, архивах и частных коллекциях, встречам с учениками и друзьями Капаницына – имя художника начало возвращаться из забвения.

Нынешний выставочный проект – логичное продолжение и значительное расширение той первой инициативы. Это еще более полная экспозиция, которая впервые представляет зрителю фонд значимых произведений Дмитрия Акиндиновича. Всего вниманию посетителей представлено 59 работ.

И как очень точно подметила Джамиля Дагирова: «Возвращение имени Капаницына – это не только акт исторической справедливости, это восстановление целой главы в истории дагестанского искусства. Его фигура фундаментальна: он был и летописцем своей эпохи, и педагогом, воспитавшим плеяду мастеров, которые стали частью нашей национальной культуры. Без него наша художественная традиция была бы неполной».

Картины – порталы в прошлое

Особое место в экспозиции занимает уникальная графическая серия, созданная молодым Капаницыным в годы учебы в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (лето 1925 года, этнографическая экспедиция в Южный Дагестан).

Это не просто зарисовки, а бесценный исторический документ. Автор скрупулезно фиксировал уходящую эпоху: предметы быта, орудия труда и лица людей. Работы «Горский мальчик в тулупе», «Ручной домашний жернов», «Выделка ковров» и «Ножная рисомолотилка (Ахты)» переносят зрителя в сердце дагестанского аула столетней давности, позволяя увидеть и ощутить жизнь такой, какой она была.

Агитаторы в поле 1947–1948 гг.

Отдельное внимание привлекают картины художника, которые словно художественный отчет рассказывают о рождении новой жизни в Дагестане в период становления Советской власти. Капаницын предстаёт летописцем той эпохи, его работы – порталы в прошлое, наполненные верой в будущее.

В работах «Рабочий кооператив в Махачкале» и «Субботник в Махачкале у Ларийских казарм» зритель видит кусочки старой Махачкалы. А еще монументальные стройки, коллективизацию, строительство значимых социальных объектов – все ключевые события времени нашли отражение в его творчестве. Полотна «Агитаторы в поле», «Строительство школы в горах», «Тимуровцы в ауле», «Рабочие Темир-Хан-Шуры», «Калинин и Ворошилов на строительстве КОР», «Собрание в ауле, посвященное объявлению автономии Дагестана» рассказывают о людях другой эпохи с иным укладом жизни и ценностями.

Все эти работы – бесценный исторический материал. И благодаря кропотливому труду куратора проекта – заместителя генерального директора Нацмузея РД Джамили Дагировой бесценное наследие представлено широкой общественности.

Человек с большой буквы

Отдельный, глубоко проработанный блок посвящен педагогической деятельности Дмитрия Капаницына, внесшей вклад в становление профессионального изобразительного искусства Дагестана.

В экспозиции представлены работы именитых учеников педагога и художника – Владимира Марковина, Салавата Салаватова, братьев Азизовых, Юрия Николаева и других. Познавательную ценность этому разделу придает статья Джамили Дагировой, раскрывающая личность мастера, наставника.

Деятельность Дмитрия Акиндиновича в качестве педагога началась 17 июня 1935 года, когда в Махачкале был создан Дом художественного воспитания детей (ДХВД). Капаницын с первых дней возглавил его изостудию. Это было время грандиозных культурных преобразований, когда в республике закладывались основы системы художественного образования.

Уже в 1936-м при его активном участии была организована первая Республиканская детская выставка, а воспитанники педагога участвовали (и не без успеха) во всесоюзных смотрах и на двух всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Параллельно с января 1936 года он начал руководить студией для рабочей молодежи при Вседагестанском Доме народного творчества. Его педагогический метод, изложенный в собственных пособиях («Методическая записка по рисованию», 1935; «Как учиться рисовать», 1948), стал системообразующим.

Даже в суровые годы Великой Отечественной войны педагогическая деятельность не прерывалась: в конце 1941 года он провел двухмесячный семинар для самодеятельных художников, а в 1942-м выступил на научно-творческой конференции с докладом «Учебно-воспитательная работа в изостудии Дома народного творчества». В мае 1943-го, в самое тяжелое для страны время, студия Капаницына провела отчетную выставку, отмеченную специальной комиссией.

Подтверждаются и подкрепляются эти биографические сведения о нем – талантливом педагоге – плакатом, где приведены воспоминания учеников.

Владимир Марковин вспоминает: «О Дмитрии Акиндиновиче Капаницыне я могу сказать, что это был удивительный человек. Не просто учитель, а друг, он мне и многим другим заменил отцов, помог нам стать людьми. И не важно, что не все, кто был в его студии при Доме народного творчества, стали художниками. Он научил нас любить жизнь, ее красоту».

Абид Азизов: «Нас было два брата: я и Абдулла. Дмитрий Акиндинович был нашим вторым отцом. Как он хотел, чтобы из нас вышли художники! Я ходил босым в ДХВД, он купил мне чарыки. Деньги свои давал, когда узнавал, что наша семья бедствует. Благодаря ему наши работы – мои и Абдуллы – получили место на стендах международных выставок в Нью-Йорке и Париже. Он был на охоте у Длинного бугра, когда мы получили фронтовую похоронку: погиб Абдулла… Я побежал к Длинному бугру. Мы плакали вместе. Навзрыд…»

Салават Салаватов: «Мой отец не хотел, чтобы я стал художником, а Дмитрий Акиндинович увидел во мне какие-то обнадеживающие задатки. Он несколько раз приходил к нам домой и убеждал родителей. «Вы же губите талант», – говорил он им. И перестал ходить к нам только после того, как мне разрешили посещать ДХВД. Дмитрий Акиндинович для меня – институт. Он для меня – всё».

Отзывы гостей

На открытии выставки прозвучали теплые слова о творчестве мастера. Гости высоко оценили значение его наследия и поблагодарили организаторов за возвращение имени художника в культурный контекст республики.

Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, поделилась личными воспоминаниями и подчеркнула важность проделанной работы.

«Прежде всего хочу отметить титанический труд искусствоведа Джамили Дагировой по изучению творческого пути и роли Дмитрия Капаницына в становлении дагестанского искусства. Организованная ею экспозиция стала одним из первых крупных проектов после моего назначения директором. Я хорошо помню, как мы вместе разыскивали работы художника по всему городу. Нынешний проект представляет зрителям уникальный этнографический материал. Лично для меня настоящим откровением стали исторические полотна мастера – виды старой Махачкалы, сцены строительства КОРа. Данный период почти не отражен в профессиональной живописи. У нас есть архивные фотографии, но не хватает именно художественных произведений столь высокого уровня. Капаницын же запечатлел ключевые явления жизни раннего советского Дагестана, его работы обладают особой атмосферой. Взгляните, например, на картину «Тимуровцы в ауле». Мало кто сегодня помнит о движении тимуровцев, безвозмездно помогавших людям. Или «Строительство школы в ауле» (1943): представьте, идет тяжелейшая война, а в это время в дагестанском селе строят школу. Это красноречиво говорит о приоритетах той эпохи, о важности образования для молодой страны. Огромная благодарность Джамиле Дагировой и музею за то, что этот бесценный живописный материал стал достоянием широкой публики».

Абдулзагир Мусаев – художник и педагог: «Войдя в зал, я, как и многие из гостей, сразу обратил внимание на картину «Нефтяные вышки». Панорама молодого города с уже угадывающимися очертаниями первых улиц просто завораживает. Невольно хочется стоять и всматриваться, угадывать, искать. Это здорово. Для меня творчество Капаницына стало настоящим откровением. Безусловно, я был знаком с его именем и знал о роли художников среди основоположников нашего искусства, но масштаб дарования осознал лишь сейчас. Мне крайне импонирует миссия, которую взяла на себя Джамиля Дагирова, – возвращение из забвения незаслуженно забытых авторов. Это важная работа. Произведения Капаницына – подлинный кладезь для визуального
изучения истории, достояние республики, о котором необходимо говорить. Музей и куратор совершают огромное дело, сохраняя для потомков память о тех, кто созидал во славу своей родины».

Доктор исторических наук Эльмира Далгат оценила художественное наследие с профессиональной точки зрения: «Как специалист, изучающий историю Дагестана с момента вхождения в состав Российской империи, я могу утверждать: картины Капаницына – это ценный исторический источник. Я обязательно порекомендую коллегам из нашего института посетить выставку и использовать эти визуальные материалы в своих работах. Сама я сейчас пишу труд о повседневной жизни дагестанских аулов во второй половине XIX – начале XX веков и непременно обращусь к творчеству Капаницына. Надеюсь получить разрешение на съемку некоторых полотен для будущей книги. Выставка доставила мне огромное удовольствие и подарила бесценный материал для научного осмысления».

Статьи из «Выставки»

Выставочное трио

14
В этом году главный хранитель уникального духовного и материального наследия республики...

Учитель, архитектор, художник

8
В уютном зале Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой на днях...

Кукольная история от Жанны Меджидовой

18
Взгляд выхватывает ироничную улыбку «великого...

Феномен Айсакадиева

15
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Какого цвета Дагестан?

78
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Вернисаж под дагестанским небом

14
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

15
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

57
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

102
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

52
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

43
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

24
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...