Купить PDF-версию
21:01 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
08:08 31.01.2020

Личные вещи Хаджи-Мурада

«… Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. «Экая энергия! – подумал я. – Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается». И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта так, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая…» – так начинается повесть Льва Толстого «Хаджи-Мурат».

Интерес к личности знаменитого наиба имама Шамиля не утихает. И мало кто знает, что в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи хранятся личные вещи наиба, подаренные председателем Совнаркома республики Джелал-эддином Коркмасовым. Он передал в дар музею 10 подлинных писем Шамиля, старинный кремниевый пистолет, а также личные вещи, принадлежавшие Хаджи-Мураду: молитвенный коврик, хурджины, две тарелки и кувшин. К сожалению, не все экспонаты дожили до наших дней. О тех, что сегодня можно увидеть в витринах музея, их исторической ценности рассказывает заместитель директора Национального музея РД, доктор исторических наук Хаджи Мурад Доного.

— Более всего вызывает восхищение молитвенный коврик – своей цветовой гаммой и ­изумительным золотым шитьем. Растительный орнамент, расположенный по периметру коврика в виде вышитых гладью с настилом на зеленом бархате золотой нитью цветов, обрамляет изящную композицию из птиц и цветов на красно-бордовом фоне. Специалисты утверждают, что эта традиция в Дагестане не имеет глубоких корней, много общего в технике шитья было у дагестанских мастериц с соседними северокавказскими народами – адыгами, осетинами, карачаевцами… Вышивкой золотом и серебром обычно занимались женщины из высших сословий, заполнявшие рукоделием свой досуг. Женщины из среднего класса работали в основном на заказ. Традиционными центрами золотой вышивки считаются аулы Ругуджа, Хунзах, Чох, Кубачи, Кази-Кумух, Губден, Эрпели, Аксай, Дженгутай.

В музее представлена значительная коллекция золотого шитья, в которой коврик Хаджи-Мурада, возможно, – лучший экземпляр, причем не только как произведение искусства, но и как ценный исторический памятник. В быту горских народов Дагестана в середине XIX века такие богатые вещи могли иметь только состоятельные люди: ханы, шамхалы, беки. Хаджи-Мурад же, проведший почти всю свою жизнь в походах, сражениях, в седле и с оружием, был предельно скромен в быту. Поэтому можно предположить, что коврик, скорее всего, – трофей наиба, добытый им во время одного из походов. А их у него было немало! Например, коврик мог достаться ему во время похода на селение Дженгутай, когда была похищена проживавшая там ханша Нух-бика, вдова Ахмед-хана Мехтулинского. Тогда сподвижникам Хаджи-Мурада досталось много утвари из ханского дома (одежда, посуда, оружие и пр.). За большой выкуп ханша впоследствии была освобождена, – рассказывает историк.

Возможно, трофей достался после набега на аул Уллу-Буйнак, где жил Шахвали, двоюродный брат Нух-бики. Последний был зол на наиба за похищение своей сестры и во всеуслышание заявил: «В сеннике, где нет кошек, крысы и мыши свободно гуляют и играют. Похоже на это и похищение женщины оттуда, где не было мужчин для защиты. Хаджи-Мураду, если он большой храбрец, не подобало совершать подобных дел». Наиб не мог оставить без внимания эти слова Шахвали и поэтому оправился в Уллу-Буйнак. Дом Шахвали был захвачен, хозяин убит, а его жена, два сына-близнеца и все имущество увезено. Ночью, возвращаясь из похода, Хаджи-Мурад наткнулся на засаду. В бою был убит его знаменосец, а сидевшая верхом на лошади другого горца жена Шахвали спрыгнула и в суматохе скрылась. Через полтора года сыновья Шахвали были выкуплены матерью.

– Нам неизвестна история приобретения Коркмасовым этих реликвий. Скорее всего, как культурный и образованный человек своего времени, он знал цену этим немым свидетелям великой истории, а посему они и оказались в его надежных руках, впоследствии став народным достоянием. Но этими реликвиями вовсе не исчерпывается коллекция вещей, связанная с героем повести Льва Толстого. В музее хранятся два боевых знамени Хаджи-Мурада! Одно из них двухконечное (137х93), белого цвета, на обоих концах пришиты куски ткани малинового цвета. Знамя было захвачено в бою Гази-Кумухской и Кюринской милициями, состоявшими в отряде генерала М. Аргутинского-Долгорукого 1 июля 1844 года. На нем имеется надпись, в переводе на русский язык она звучит так: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Помощь от Аллаха и близкая победа, владыка славы и величия. Во имя Аллаха, лучшее имя – его имя. Не все, о чем молодец мечтает, он достигает. Трусость не спасает его, смелость не губит его. С твоего могущества Аллах! О Аллах! Помоги войскам мусульман крепкой помощью и открой им верную победу с помощью твоего могущества, Всемогущий, потому, что Ты всемогущ. На все воля Аллаха, Великого и Могущего. Обновлено в 1260 г. (1844 г.)». Подобные тексты, встречающиеся на знаменах и других наибов и имамов, были характерны для времен Кавказской войны, – продолжает Хаджи Мурад Доного.

Необычным выглядит другое знамя Хаджи-Мурада. Оно прямоугольной формы, серого цвета, обшитое с трех сторон полосой бордового цвета. В центре – аппликация из трех окружностей красного и зеленого цветов. Знамя было захвачено во время осады царскими войсками укрепленного аула Гергебиль 23 июня 1848 года. Историческая летопись свидетельствует: три батальона пехоты под командованием генерала Бриммера заняли высоты против аула Гергебиль и вход в сады, вытеснив оттуда горцев.

В тот же день солдаты начали возводить временные батареи, проводить к ним траншеи, устраивать завалы. Гергебиль был довольно сильно укрепленным аулом с тремя орудиями. Отряды под начальством наиба Хаджи-Мурада располагались на соседних высотах. На рассвете 23 июня передовые части пошли в атаку, горцы открыли огонь из орудий и бросились в рукопашную. Солдаты, отбив нападение с большими потерями, двинулись вперед по садам и террасам, заставив горцев отступить. В рапорте об этом говорилось: «В руках наших осталось 2 неприятельских знамени.., до 60 тел и множество разного вида оружия, брошенного спасавшимися горцами. Блистательное, но упорное это дело не могло остаться без потери с нашей стороны…». Вот она «краткая биография» знамени Хаджи-Мурада, захваченного в том бою.

– Впоследствии это знамя еще раз оставило свой след в исторической хронике. На этот раз в иллюстрациях Евгения Лансере, оформлявшего знаменитую повесть Льва Толстого. Как известно, художник, приступив к заказу петербургского издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», работал над «Хаджи-Муратом» с 1912 по 1914 год, но прежде побывал в тех местах, где разворачивалось действие толстовской повести. Лансере посетил Северный Кавказ, проехал по дагестанским аулам, затем отправился в Закавказье, ознакомился с различными материалами и документами времен Кавказской войны, в том числе рисовал знамя Хаджи-Мурада, – продолжает экскурс в историю Хаджи Мурад Доного. – В то время оно хранилось в Тифлисе (Тбилиси) в военно-историческом музее «Храм Славы», в котором экспонировались картины, посвященные сценам завоевания Кавказа, оружие, награды, фотографии, знамена…

Тифлис в то время был административным и культурным центром Кавказа, здесь жил наместник, отсюда отдавались распоряжения. Однако в 1915 году Главнокомандующий Кавказским фронтом издал приказ, согласно которому из города эвакуировались архивы и центральные учреждения, в их числе оказался и «Храм Славы». Экспонаты вывезли в Ставрополь. После революционных потрясений и Гражданской войны поредевшая эвакуированная коллекция вернулась в Тбилиси. В 1925 году из Дагестана был сделан запрос с просьбой передать в только что открывшийся музей предметы, касающиеся непосредственно истории республики. Ответ (положительный) не заставил себя долго ждать. По акту от 5 февраля 1925 года в Дагестан было передано немало ценных экспонатов, среди которых было знамя Хаджи-Мурада. Так вот на одной из иллюстраций Лансере «Хаджи-Мурат, спускающийся с гор», наиб изображен на фоне своего знамени.

Статьи из «Культура»

Этника с современностью

23
Не просто пройтись по подиуму, а создать атмосферу праздника с национальным колоритом. Автор...

Главный пехлеван Дагестана

35
«Хождение по канату учит преодолевать себя. Когда делаешь прыжок, работает каждая жила. Это...

Творческие пересечения

10
В Махачкале прошел форум современной музыки «Творческие пересечения», который при...

Сумасшедшая любовь литературного гения

10113
Совсем недавно наша страна отметила 210-летие со...

Классный праздник!

7
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

68
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

32
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

67
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

108
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

110
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

37
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

127
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...