Лёгкая, тёплая и очень удобная
Нигде в стране народные художественные ремесла не приобрели такого большого значения в духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в Дагестане. Нашу республику справедливо называют заповедником народных ремесел, краем замечательных мастеров. Каждая из многочисленных народностей и этнических групп, населяющих Дагестан, веками развивала и совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее специфические особенности, яркие черты самобытности. Изделия прошлого и современности – результат большого труда, тонкого чувства красоты и художественного дарования.
Время на всё накладывает свой отпечаток, в том числе и на древние ремесла Дагестана: под влиянием технического прогресса ручное производство «выжило» лишь в местах бытования, как, например, узорчатое вязание горянками из пряжи собственного изготовления. Высоко в горах Дагестана до второй половины XIX века одежду и обувь изготавливали из материалов домашнего производства – сукна, овчины, войлока, выделанной толстой и тонкой кожи крупного рогатого скота, что соответствовало хозяйственному укладу – ведению животноводства. Шерсть горцы подвергали последовательной обработке, в результате пряли пряжу, делали нити, естественными красителями окрашивали в разные цвета, ткали сукно, а из пряжи вязали предметы одежды и обувь.
Женщины высокогорного селения Бежта вязали шерстяные… сапоги с острыми загнутыми кверху носками. Природное стремление к красоте подсказывало им рисунки. Узоры были орнаментированы сложным геометрическим рисунком. Уникальное ремесло бежтинок ещё в начале XX века восхищенно описывали известные в России этнографы Н. Буш, Е. Шиллинг: «Горцы носят самодельные шерстяные сапоги, очень красивые. Узор пёстрый, очень сложный. Сапоги связаны из окрашенной в разные цвета шерсти. О сложности узора говорит уже то, чтобы связать пару таких сапог, требуется месяц. В этих сапогах бежтинцы (мужчины и женщины) ходят лето и зиму. Очевидно, они очень прочны, если в них ходят по камням и скалам». По форме и орнаменту сапог дагестанцы безошибочно определяли национальную принадлежность их носителей, так как эти ручные изделия не имели аналогов.
Сапоги были повседневной обувью с непромокаемой толстой подошвой и по качеству, сложности вязания, узору были уникальной обувью. Изготавливали её практически все бежтинки.
Готовую обувь из шерсти стирали в реке в солнечный день, быстро споласкивали её и сразу надевали на колодку сушиться. В процессе вязания использовали семь разных по качеству нитей: самые толстые шли на подошву, самые тонкие – на носок. «Носок вязать сложнее, не все умели его делать. В селе было несколько женщин, у которых получалось лучше всех. Им носили вязать носок сапог», – поясняет Наизат Курбаналиева.
Коренная бежтинка, преподаватель школы искусств села, она ведёт большую работу по сохранению и возрождению прикладного искусства своего народа, обучает девочек основам ковроткачества и узорного вязания. Предки Наизат Магомедовны по женской линии с древних времён занимались изготовлением национальной одежды. Дед и отец были искусными резчиками по дереву, делали различные вещицы из кожи. Тяга к прекрасному заложена в ней генетически. И неудивительно, что она после окончания 8 класса Бежтинской школы поступила в Дагестанское художественное училище им. М. Джемала. И теперь по праву учит детей, молодых девушек узорному вязанию – уникальному мастерству бежтинок, берущему начало из глубины веков.
На выставке-ярмарке «Дагестанский базар» в Махачкале Н. Курбаналиева с ученицами представляла изделия бежтинок: вязаные декоративные пояса, куклы-сувениры в национальной одежде и, конечно же, мужскую, женскую и детскую обувь из ниток собственного изготовления, обувь лёгкую, тёплую и очень удобную для любой ноги.
Искусство узорного вязания бежтинцев находится под угрозой исчезновения. Вязаные сапоги берегут как редкую реликвию, иногда бежтинки надевают их на свадьбу
Хотя мужские и женские вязаные сапожки повседневные и праздничные одинаковые по форме, но различались высотой голенища, орнаментом, красочностью. Женские чуть повыше мужских, более нарядные, со сложным узором – звездой, луной, лепестком ромашки… Бежтинки строго относились к технике узора. Патимат Абакарова, директор детской школы искусств, вспоминает, как её свекровь, заметив ошибку в орнаменте, распустила почти связанные сапоги для сына. «Если даже он их носить не будет, но ошибку мою люди заметят. Нет, так оставлять нельзя», – сказала она.
Наизат Курбаналиева пользуется любым случаем, чтобы провести мастер-класс. Делает его открытым с привлечением юных мастериц, всячески мотивирует молодых на изучение традиционного ремесла, которое удивляет и радует глаз своей практичной продуманностью и красотой.
Современные технологии и экономические процессы сказались на традициях и культуре горцев. Доступные фабричные товары вытесняют из жизни традиционную одежду и обувь. В этих условиях Наизат Курбаналиева, ратуя за сохранение древнего ремесла своего народа, собрала, систематизировала, зафиксировала и подготовила издание по истории, технологии вязания и художественным особенностям культурного наследия бежтинок, живущих в селении у Главного Кавказского хребта. При поддержке местной администрации издан буклет «Бежтинская обувь «гъакIаь», рекомендованный в качестве методического пособия для образовательных учреждений с изучением народных художественных промыслов.
Искусство узорного вязания бежтинцев находится под угрозой исчезновения. Вязаные сапоги берегут как редкую реликвию, иногда бежтинки надевают их на свадьбу для полноты национального костюма к традиционному платью и головному убору этой немногочисленной народности высокогорья. А увидеть истинную роскошь – бежтинские вязаные сапожки – можно на участниках фольклорного ансамбля «Бежта». Но у Наизат Магомедовны есть мечта, что её ученики не позволят кануть в Лету уникальному культурному наследию Дагестана, каким является обувь, рожденная ремесленниками прошлых веков.