Лёгкость и импровизация
В картинах, пронизанных любовью к родной земле, Мархаба Шалиева показывает нам ногайскую степь, её неторопливые ритмы, звуки, цвета, ароматы... Она создает свои произведения преимущественно в пейзажном жанре, в классическом виде или с элементами бытовых, анималистических сцен, натюрморты с дарами ногайской земли и предметами традиционного быта и портреты.
Особое внимание посетители выставки «Тепло моего войлока», открывшейся в этнографическом музее-заповеднике «Дагестанский аул», уделили двум картинам художницы – портретам казанской ханши Сююмбике и крымской ханши Нур-Султан.
– Нур-Султан считается одной из самых мудрых политиков своего времени. Она первая женщина, совершившая хадж. Кстати, иноходца, на котором она ездила в Мекку, ханша подарила царю Ивану III, называла его братом. Нур-Султан не была лицом государства и не участвовала непосредственно в политической жизни, и всё же ее дипломатический вклад в отношения между татарами и Московским государством оказался весомым. А заключённые мирные договоры блюлись Крымским ханством до 1513 года, Казанским – до самой смерти ханши в 1519 году, – рассказала автор. – В этой и других работах каждая деталь играет роль. Нур-Султан, на мой взгляд, сильно похожа на главного балетмейстера ансамблей «Айланай» и «Карлыгаш» Альмиру Тунгатарову. Работая над картиной, я старалась поймать характер Альмиры Ормашевны – мудрый, сильный, боевой, так сильно напоминающий о казанской и крымской ханшах.
Прообразом Сююмбике, чью красоту историки описывают, не скупясь на эпитеты, стала дочь Мархабы. Ее автор изобразила в красивом головном уборе, скачущей на своей лошади и прощающейся со степью и близкими перед тем, как покинет отчий дом.
– Мне важно писать с натуры. Только так получается уловить самое главное. Портрет старшей дочери я всегда хотела написать ярким, светлым, как сама Джаннат, но каждый раз приходилось оставлять холст и переключаться на другие работы. Однажды, когда Джаннат, сидя у окна в светло-зеленом наряде, в белом тастаре, занималась бисероплетением, я не удержалась и снова взялась за работу. Так появилась одна из моих любимых работ, – признаётся Мархаба.
На первый взгляд биография Шалиевой достаточно типична. Родилась будущая художница и педагог в 1963 году в с. Кумли в простой ногайской семье. Мама работала в библиотеке, а после рождения детей полностью посвятила себя их воспитанию, отец – шофером в совхозе им. Ленина. Родители прекрасно исполняли старинные ногайские песни «дестаны», детям они передали всё самое лучшее – традиции и любовь к родной земле.
Детство Мархабы проходило в окружении степной природы, традиционного быта и народной культуры. Войлочные ковры «кийизы», ногайские юрты, устанавливаемые в степи по праздникам, старинные серебряные украшения из бабушкиного сундука, аромат испечённого матерью хлеба – всё это формировало внутренний мир художницы, становясь темой будущих картин.
Художественные особенности ей передались от матери, и рисовать Мархаба любила с детства. После 8 класса девочка поступила в художественное училище им. М. Джемала на оформительское отделение, где в те годы преподавали выдающиеся мастера живописи: А. И. Марковская, Г. В. Пшеницына, А. 3. Ходжаев. Наставником их группы был Каир Юнусилау. После окончания училища Мархаба работала сценографом при Ногайском народном театре. В те годы культурная жизнь в Ногайском районе кипела, и в центре ее был молодой талантливый художник, этнограф, хореограф Сраждин Батыров. Он работал тогда над созданием этнографического фольклорного ансамбля «Айланай», разрабатывал эскизы костюмов, подбирал артистов. Одной из первых пригласил в состав ансамбля молодую талантливую девушку Mapxабу. Работа рядом с Батыровым во многом определила главный вектор eе творческой жизни, и не только в хореографии…
Мархаба занимается арабской каллиграфией и книжной графикой. Ею иллюстрирована книга молодой ногайской поэтессы Джамили Аманбаевой «Айлан, уршык» (в переводе с ног. «Кружись, веретено»), которая должна выйти в Дагестанском книжном издательстве. В последние годы она активно выставляется: персональные выставки с успехом прошли в Доме культуры с. Терекли-Мектеб, в Ногайском и Кизлярском историко-краеведческих музеях. Не без влияния Батырова, а также в память о своем хореографическом прошлом Мархаба работает и в области создания сценических костюмов. По её эскизам сшиты костюмы для солистов фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай» и детского хореографического ансамбля «Карлыгаш» («Ласточка»). И если Батыров большое внимание уделял этнографическим подробностям и деталям, то в эскизах Мархабы больше легкости, импровизации. Это скорее намёк на этнику.
Творческая многогранность художницы и её внутренняя утонченность – результат веками слагавшейся народной культуры ногайцев.
Мархаба Шалиева не покладая рук трудится в школе искусств им. С. Батырова и параллельно преподает изобразительное искусство в средней общеобразовательной школе им. Кадрии. О её высоком профессионализме и любви к своему делу говорят успехи учеников, это особая гордость автора выставки.
– Вся жизнь Мархабы Шалиевой тесно связана с жизнью ногайского народа. Её любовь к детям простирается и на учеников, и на своих внуков. Прекрасная мать и бабушка, она дарит им великую силу любви к родной земле и её культуре, – подчеркнула в своём выступлении генеральный директор этнографического комплекса – музея-заповедника «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова.
Творчество художника получает истинное признание тогда, когда оно связано с народом, с его корнями, считает председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов.
В экспозиции представлено более 40 живописных и графических работ художницы. Увидеть их могут все желающие, а выставка будет работать до 6 июня.