Любовь, испытанная временем
С любимыми не расставайтесь. Эта мысль рефреном звучит на всем протяжении спектакля «Пять вечеров», поставленного в Русском театре по одноименному произведению Александра Володина режиссером Мариной Карпачевой. Уже с первых показов, и судя по восторженной реакции завсегдатаев театра, стало ясно: хотя пьесе уже полвека, но она до сих пор актуальна.
И это при том, что жизнь за эти годы изменилась кардинально, до неузнаваемости. К примеру, безвозвратно ушло время, в котором продавщица бакалейного отдела ночами готовилась к вступительным экзаменам, а письма Маркса к жене казались какой-то «надкнижной», духовной ценностью. В невыдуманном прошлом девушка, работающая на переговорном пункте, с гордостью сообщает, что может вырасти до диспетчера. В невыдуманном настоящем это вызывает, мягко говоря, непонимание. Ведь это далеко не предел мечтаний современных девушек. Но стоит отбросить все приметы советского времени, бытовую составляющую, и останется то самое, что не дает пьесе «Пять вечеров» стареть и сходить с театральных сцен на протяжении многих десятилетий. Это история любви, в которой нет лишних слов, а есть настоящее, глубокое чувство, прошедшее самое важное – испытание временем.
Созданный драматургом сюжет одновременно грустен и ироничен, и в этом контрасте, возможно, и заключается главный залог его притягательности. Итак, приехав в родной город, после скорого знакомства с продавщицей бакалейного отдела герой, шофёр Ильин (артист Александр Степанов), вспоминает про первую свою любовь и поздним вечером отправляется к ней в гости. Она же, как выясняется, так и не устроила личную жизнь, заменив ее трудовыми буднями и активностью по партийной линии. Заботится о племяннике, который учится в политехе и дружит с девушкой-телефонисткой. Ну а дальше Ильин, стыдясь своего невысокого шоферского звания, сочиняет, что работает главным инженером химического комбината. Потом, стыдясь своей неправды, он, можно сказать, бежит, но Тамара (актриса Вера Гречанникова), главная героиня, позабыв про женскую гордость, преодолевая расстояния и преграды, добивается счастья. «Лишь бы не было войны» – последние ее слова отражают понятные всякому советскому человеку мечты о счастье.
В спектакле есть еще одна любовная линия – это отношения племянника главной героини Славы (Арсен Хирамагомедов) и его подруги Кати (Динара Махачева), развивающиеся во многом параллельно отношениям Тамары и Ильина. Эта линия вплетена драматургом неслучайно, она показывает, по какому пути могут пойти жизни юноши и девушки, если вовремя не оценить и не принять друг друга. В то же время это и символ надежды: Катя и Слава молоды, и в их силах не повторять ошибок Тамары и Ильина.
– Мы решили поставить эту, пожалуй, самую известную пьесу Александра Володина, потому что она не теряет актуальности и сегодня, – рассказывает директор Русского театра Тимур Магомедов. – Это история о любви, о добре, о вечных ценностях, без которых жизнь человека невозможна. Сюжет «Пяти вечеров» очень жизненный. Судьба порой преподносит нам странные сюрпризы, неожиданные развязки. Одно неосторожно сказанное слово может привести к катастрофе, маленькая невинная ложь – обернуться трагедией. Но любовь, настоящая любовь, – такое сильное чувство, которое может преодолеть страшные препятствия. Думаю, спектакль напомнит нашим зрителям, как важно в этой жизни стремиться к счастью, к светлому и доброму, несмотря ни на что. Уже напомнил первым зрителям и еще напомнит всем тем, кто решит увидеть новую постановку Русского театра. Трудно вообразить, что вневременной сюжет «Пяти вечеров» в сочетании с неподражаемым стилем Володина, достойным быть разобранным на цитаты, может оставить зрителя равнодушным.