X
10:00 04.12.2015

«Люди» Али Магомедова

Люблю бывать в творческих мастерских, потому что не знаешь, чем тебя удивят хозяин, ну и обитатели, разумеется. Знакомство с художником никогда не происходит сразу. Обычно оно бывает долгим, скрупулезным – от скульптуры к скульптуре, от полотна к полотну. А бывает и так, что знакомство продолжается всю жизнь…

И вот я иду по проспекту Петра I на встречу с известным художником, скульптором Али Магомедовым. Вряд ли в Махачкале найдется человек, никогда не видевший его работ. Памятник погибшим при исполнении служебного долга милиционерам, напротив здания МВД, памятник великому борцу Али Алиеву во Дворце спорта, носящем имя прославленного спортсмена, – тоже работы А.Магомедова. Ну и, конечно, памятник «Белые журавли» в селении Цада… Работ много, сразу все и не вспомнишь.

За большими синими воротами – каменная постройка. Меня встречает хозяин дома. Как бы мне ни хотелось, но пришлось отвлечь мастера от творческого процесса. Обещаю не занимать его время надолго.

— О-о-о, как у вас «многолюдно»! А это кто? – трудно сдержать эмоции, когда тебя встречает громадная скульптура.

— Это Магомед Мамаевич Джамбулатов. Он сорок лет возглавлял Дагестанскую государственную сельскохозяйственную академию, ныне Аграрный университет. За побитый рекорд попал в Книгу рекордов Гиннесса. Настоящий человек, мужчина, профессионал. Личность! Работу надо завершить до конца месяца. Не фотографируйте его, надо, чтобы увидели только на открытии.

— Это примета такая?

— Нет, скорее прихоть всех скульпторов, — говорит он, разглаживая погрешности на глиняном пиджаке. Скульптор будто сам вырублен из монолита, не считает себя знаменитостью, на вопросы отвечает не сразу. Может показаться, что неохотно, но это не так: снобизм и самовлюбленность – это точно не про него, слава за столько лет не прибрала его к рукам. Он демократичен, спокоен и доступен для народа. Он сам из народа, горец.  

IMG_5205.jpg

62 года назад в селении Гигатли Цумацинского района в семье Магомеда и Умукусум Магомедовых родился пятый сын – Али. Родители не понимали, откуда у ребенка тяга к рисованию, в семье, где отец – председатель Гигатлинского колхоза, а мать – простой работник в медпункте.

Всерьез маленького Алишку никто не воспринимал, то и дело пытались задействовать в хозяйстве, вырастить колхозника. А может, так и было бы, если б не вмешался случай. В село пожаловал врач, остановился гостить в доме Магомедовых. Магомед Сулейманов оказался не только хорошим доктором, но и прекрасно рисовал. Разглядев в мальчишке творческий потенциал, он научил его всему, что знал сам. Так зародилась у Али мечта – стать профессиональным художником. Окончив сельскую школу, он направился в Киев поступать на художественно-графическое отделение института. Не судьба. Не знал Али, что билет в новую жизнь можно получить при наличии лишь нескольких работ. Документы у него не приняли. Вернулся домой, стал оформителем в районном автоклубе, но с мечтой не расставался. Потом была армия, служил в отряде обслуживания космонавтов на Байконуре. Там познакомился с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Алексей Архипович, увидев его работы, посоветовал не прекращать рисовать. Али рассказывает об этом живо, будто сказку какую-то, между паузами сглаживает ботинки на скульптуре Магомеду Мамаевичу. – В 1973 году поступил в Дагестанский государственный  педагогический институт на худграф. Под руководством Владимира Скугарева и Зулкарная Рабаданова прошел школу мастерства. Отделение скульптуры открыли, когда я переходил на третий курс. Перешел. Так и начал осваивать новое ремесло.

IMG_5235.jpg

— Конечно, вы помните свою первую серьезную работу…

— На первом курсе принял участие в оформлении Дворца культуры в Хасавюртовском районе. Радости моей не было предела. В 1975 году в Ростове-на-Дону на зональной выставке молодых художников Юга России картина «Будни аула» не осталась незамеченной. А первая серьезная работа – памятник павшим солдатам в с. Агвали,  — вспоминает мастер.

— А с каким материалом любите работать?

— С деревом. Одно удовольствие!

Творит Али Магомедов вместе со своими сыновьями: Магомед – скульптор, Шамиль – художник, Тимур – архитектор. Каждый заказ – семейный совет и муки творчества. Без этого никак.

Наш разговор слушают персонажи. Их здесь много.  За триста – точно. А я представляю, как они устраивают свою «Ночь в музее». Оставляю мастера наедине со своим творением и начинаю осваивать территорию. Величественно устремил взор вдаль Расул Гамзатов. Вот взмывают в небо его журавли. В стороне борец Али Алиев демонстрирует болевой захват соперника. Кстати, это эскиз памятника, установленного в Швейцарии в 2011 году. Тогда в штаб-квартире Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA) в замке Корзье-сюр-Вевье открыли Зал славы российской борьбы. На мольберте – портрет мамы. Кажется, она наблюдает за сыном, внуками и благословляет на дальнейшие успехи. Мастер говорит, что этюд матери – самая дорогая для него вещь, он бесценен.

Али Магомедов давно обрел международную известность, вошел как в национальную, так и в общемировую арт-элиту. Произведения мастера и его сыновей украшают многие площади, улицы и залы, о чем свидетельствуют множество дипломов, грамот и длинный перечень званий и регалий.   

— Да что там дипломы. Ерунда это. Главное, чтобы творческий процесс не превращался в ремесло. Иначе в работах не будет души. А это важно, — считает Али.

— А этот эскиз памятника Матери в Ингушетии?

— Да. Он был высотой три метра, весом 1,5 тонны. Изготовлен по эскизам ингушской художницы Индиры Ильясовой. Сделал памятник и Карцхалу Мальсагову, он считается одним из основателей Назрани. Не так давно открыли въездную арку в с.Хив. А для родного района сделал его символ – орла, — рассказывает мастер.

Все-таки здесь свой удивительный мир: светлый, добрый, что впору молчать и смотреть, шире открывая глаза. После подробного знакомства с его творчеством возникает ощущение, что у автора, несмотря на многообразие тем, выраженных в скульптуре и на полотнах, впереди масса нереализованных задумок и жизненных сюжетов.  Ощущение, что самое сложное для него – не придумывать, а наоборот, отбиваться от идей, которые роятся вокруг да около, то и дело дергают за шпатель или стек.  

Конечно же, «людям» Али Магомедова место только под небом. Они ведь и созданы для того, чтобы наполнить смыслом и укрепить окружающую нас действительность. Каждый памятник – памятник времени, памятник эпохе…

Статьи из «Культура»

Всему есть начало и… возможное продолжение

7
Новое пространство Дагестанской филармонии...

Театральный триумф

29
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

В книгах живёт история

8
В канун 80-летия Великой Победы в Республиканской национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...

Выставки, которые стоит посетить

31
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

На сцене – средневековая Авария

135
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Подарок с национальным колоритом

10
С особой миссией посетила Санкт-Петербург Салихат...

Хиты на все времена

9
Удачные оркестровые метаморфозы песенных мелодий, эмоциональный и жанровый калейдоскоп...

О войне и судьбах

43
Судьбы 80 ветеранов, среди которых Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,...

История на кончиках пальцев

25
Книжные выставки «Этот День Победы», «Солдат. Война. Победа»… На них представлена...

Великому подвигу посвящается!

106
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Очередная премьера

23
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...