«Люди» Али Магомедова


Люблю бывать в творческих мастерских, потому что не знаешь, чем тебя удивят хозяин, ну и обитатели, разумеется. Знакомство с художником никогда не происходит сразу. Обычно оно бывает долгим, скрупулезным – от скульптуры к скульптуре, от полотна к полотну. А бывает и так, что знакомство продолжается всю жизнь…
И вот я иду по проспекту Петра I на встречу с известным художником, скульптором Али Магомедовым. Вряд ли в Махачкале найдется человек, никогда не видевший его работ. Памятник погибшим при исполнении служебного долга милиционерам, напротив здания МВД, памятник великому борцу Али Алиеву во Дворце спорта, носящем имя прославленного спортсмена, – тоже работы А.Магомедова. Ну и, конечно, памятник «Белые журавли» в селении Цада… Работ много, сразу все и не вспомнишь.
За большими синими воротами – каменная постройка. Меня встречает хозяин дома. Как бы мне ни хотелось, но пришлось отвлечь мастера от творческого процесса. Обещаю не занимать его время надолго.
— О-о-о, как у вас «многолюдно»! А это кто? – трудно сдержать эмоции, когда тебя встречает громадная скульптура.
— Это Магомед Мамаевич Джамбулатов. Он сорок лет возглавлял Дагестанскую государственную сельскохозяйственную академию, ныне Аграрный университет. За побитый рекорд попал в Книгу рекордов Гиннесса. Настоящий человек, мужчина, профессионал. Личность! Работу надо завершить до конца месяца. Не фотографируйте его, надо, чтобы увидели только на открытии.
— Это примета такая?
— Нет, скорее прихоть всех скульпторов, — говорит он, разглаживая погрешности на глиняном пиджаке. Скульптор будто сам вырублен из монолита, не считает себя знаменитостью, на вопросы отвечает не сразу. Может показаться, что неохотно, но это не так: снобизм и самовлюбленность – это точно не про него, слава за столько лет не прибрала его к рукам. Он демократичен, спокоен и доступен для народа. Он сам из народа, горец.
62 года назад в селении Гигатли Цумацинского района в семье Магомеда и Умукусум Магомедовых родился пятый сын – Али. Родители не понимали, откуда у ребенка тяга к рисованию, в семье, где отец – председатель Гигатлинского колхоза, а мать – простой работник в медпункте.
Всерьез маленького Алишку никто не воспринимал, то и дело пытались задействовать в хозяйстве, вырастить колхозника. А может, так и было бы, если б не вмешался случай. В село пожаловал врач, остановился гостить в доме Магомедовых. Магомед Сулейманов оказался не только хорошим доктором, но и прекрасно рисовал. Разглядев в мальчишке творческий потенциал, он научил его всему, что знал сам. Так зародилась у Али мечта – стать профессиональным художником. Окончив сельскую школу, он направился в Киев поступать на художественно-графическое отделение института. Не судьба. Не знал Али, что билет в новую жизнь можно получить при наличии лишь нескольких работ. Документы у него не приняли. Вернулся домой, стал оформителем в районном автоклубе, но с мечтой не расставался. Потом была армия, служил в отряде обслуживания космонавтов на Байконуре. Там познакомился с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Алексей Архипович, увидев его работы, посоветовал не прекращать рисовать. Али рассказывает об этом живо, будто сказку какую-то, между паузами сглаживает ботинки на скульптуре Магомеду Мамаевичу. – В 1973 году поступил в Дагестанский государственный педагогический институт на худграф. Под руководством Владимира Скугарева и Зулкарная Рабаданова прошел школу мастерства. Отделение скульптуры открыли, когда я переходил на третий курс. Перешел. Так и начал осваивать новое ремесло.
— Конечно, вы помните свою первую серьезную работу…
— На первом курсе принял участие в оформлении Дворца культуры в Хасавюртовском районе. Радости моей не было предела. В 1975 году в Ростове-на-Дону на зональной выставке молодых художников Юга России картина «Будни аула» не осталась незамеченной. А первая серьезная работа – памятник павшим солдатам в с. Агвали, — вспоминает мастер.
— А с каким материалом любите работать?
— С деревом. Одно удовольствие!
Творит Али Магомедов вместе со своими сыновьями: Магомед – скульптор, Шамиль – художник, Тимур – архитектор. Каждый заказ – семейный совет и муки творчества. Без этого никак.
Наш разговор слушают персонажи. Их здесь много. За триста – точно. А я представляю, как они устраивают свою «Ночь в музее». Оставляю мастера наедине со своим творением и начинаю осваивать территорию. Величественно устремил взор вдаль Расул Гамзатов. Вот взмывают в небо его журавли. В стороне борец Али Алиев демонстрирует болевой захват соперника. Кстати, это эскиз памятника, установленного в Швейцарии в 2011 году. Тогда в штаб-квартире Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA) в замке Корзье-сюр-Вевье открыли Зал славы российской борьбы. На мольберте – портрет мамы. Кажется, она наблюдает за сыном, внуками и благословляет на дальнейшие успехи. Мастер говорит, что этюд матери – самая дорогая для него вещь, он бесценен.
Али Магомедов давно обрел международную известность, вошел как в национальную, так и в общемировую арт-элиту. Произведения мастера и его сыновей украшают многие площади, улицы и залы, о чем свидетельствуют множество дипломов, грамот и длинный перечень званий и регалий.
— Да что там дипломы. Ерунда это. Главное, чтобы творческий процесс не превращался в ремесло. Иначе в работах не будет души. А это важно, — считает Али.
— А этот эскиз памятника Матери в Ингушетии?
— Да. Он был высотой три метра, весом 1,5 тонны. Изготовлен по эскизам ингушской художницы Индиры Ильясовой. Сделал памятник и Карцхалу Мальсагову, он считается одним из основателей Назрани. Не так давно открыли въездную арку в с.Хив. А для родного района сделал его символ – орла, — рассказывает мастер.
Все-таки здесь свой удивительный мир: светлый, добрый, что впору молчать и смотреть, шире открывая глаза. После подробного знакомства с его творчеством возникает ощущение, что у автора, несмотря на многообразие тем, выраженных в скульптуре и на полотнах, впереди масса нереализованных задумок и жизненных сюжетов. Ощущение, что самое сложное для него – не придумывать, а наоборот, отбиваться от идей, которые роятся вокруг да около, то и дело дергают за шпатель или стек.
Конечно же, «людям» Али Магомедова место только под небом. Они ведь и созданы для того, чтобы наполнить смыслом и укрепить окружающую нас действительность. Каждый памятник – памятник времени, памятник эпохе…
Новости от партнеров
Статьи из «Культура»
Театральное путешествие

Союз учителей и учеников

Музыка новая для всех

Театр воспитывает

К новым вершинам

Та, что к солнцу поднялась!

«Инженеры человеческих душ»

Волшебный мир оживших кукол

Желанный позор

Земля и камни

Отголоски разных стилей

Следуя пути Искандера
