Люди скучают по нравственному кино
Вспоминается время, когда кино формировало мироощущение целых поколений людей. Идейно-художественное содержание фильмов воспитывало в обществе чувства высокой нравственности, дружбы народов, ответственности, добросовестного отношения к труду, патриотизма… Некоторые, прочитав это, отмахнутся, мол, хватит ностальгировать, было и было… Но, как показывают опросы населения, интерес к тем фильмам не ослабевает, немало и тех, кто даже устраивает семейные просмотры кинолент того близкого далека.
День кино был праздником встреч с любимыми артистами, деятелями киноискусства, на который народ валил валом. Общение «киношников» со зрительской аудиторией становилось официальным, люди узнавали много интересного о создании фильмов, о жизни своих любимцев-актеров. Вот и мы вспомним традицию и накануне Дня российского кино побеседуем с председателем Даготделения Союза кинематографистов России, кинорежиссером, заслуженным работником культуры РФ, РД, кавалером ордена Дружбы, дважды лауреатом Государственной премии Дагестана Магомедом Сулеймановым (на снимке).
– Действительно, художественные киноленты прошлых лет рассказывали о любви, верности долгу, о трудовых подвигах, героям фильмов подражали. Особое место было отведено документальному кино, которое расширяло познания в различных областях жизни общества и имело широкий доступ к зрителю. Перед каждым сеансом художественного фильма показывали документальное кино.
Дагестан тоже внес весомую лепту в кинопроизводство страны. Кинодеятели республики создали десятки документальных кинолент, многие из которых стали лауреатами конкурсов и фестивалей. Только на моем творческом счету 123 фильма, из которых более 40 – лауреаты различных, в том числе и международных конкурсов. А такие киноленты, как «Дагестанские узоры», «О чем поют родники», «Сумбатль», «Мой дом – Дагестан», демонстрировались в 68 странах мира. «Свежие» фильмы 2013-2015 годов еще не были заявлены для участия в конкурсах, но я думаю, что они были бы интересны широкому зрителю. Среди них «Надежда экономики», «Дербент – свидетель тысячелетий», «С чего начинается Родина», «Сеятель надежды и добра».
– На какой базе снимаете кино?
– Раньше на базе Северо-Кавказской студии документальных фильмов во Владикавказе и народной студии «Дагестан». Авторами сценариев, кроме меня, были журналисты республиканского телевидения, снимали наши операторы, иногда совместно с деятелями киноискусства страны. С тех пор произошло много событий в стране, о которых можно было бы и не вспоминать, но последствия их сказываются до сих пор. Многомиллионный Северный Кавказ остался без некогда единственной киностудии документальных фильмов. Утеряны кадры, в том числе и дагестанские. Проблемы умножились.
Упадком кинопроизводства в стране были обеспокоены многие. И было ясно, что так продолжаться не может. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков стал возрождать национальную кинематографию в стране. Нашими общими усилиями было открыто и Дагестанское отделение Российского Союза кинематографистов. К 2012 году наше отделение с членством в 17 человек признано одним из лучших в стране, продуктивно работающим. За это время создано 30 фильмов о Дагестане.
– Значит, процесс пошел?
– Мы по-прежнему создаем фильмы в трудных условиях. В Даготделении Союза кинематографистов 9 заслуженных деятелей искусств России, Дагестана вынуждены изыскивать средства, чтобы создать фильмы о республике и ее людях. Нет совершенного оборудования, автомашины, даже постоянно закрепленного за нами помещения. Учитывая, что открытие киностудии, о чем мы всегда просили, слишком затратно для экономики республики, мы предлагаем по примеру других регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Северная Осетия-Алания) создать в Дагестане фонд поддержки кино. Мы люди понятливые и многого не просим. Для республики 10 млн рублей – сумма необременительная. Но пока ответа не поступило.
– Союз кинематографистов Дагестана, как вы говорите, плодотворно работает, выпускает фильмы. А где их можно посмотреть? Пропагандируете ли свое кино среди населения городов и районов республики?
– Это весьма насущная проблема. В трехмиллионном Дагестане, где было 1700 кинотеатров и клубов, сегодня не насчитать и десятка кинотеатров, все они частные. Ни в одном городе республики нет государственного кинотеатра. Частники в погоне за прибылью крутят иностранные фильмы. Президент Владимир Путин в целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу, его проблемам и достижениям объявил 2016 год в стране Годом кино.
Обрадованный этой новостью на VIII пленуме Союза кинематографистов России в Москве, я попросил министра культуры РФ Владимира Мединского помочь Дагестану построить государственный кинотеатр для демонстрации отечественных фильмов. Но ответ В.Мединского не оставил надежды на положительное решение вопроса строительства кинотеатра в Махачкале.
Но мы и тут находим выход из положения. Я на свою автомашину загружаю необходимое оборудование и со своими товарищами еду в города и районы республики с показом отечественных фильмов, провожу беседы с населением о кино.
Вот уже в шестой раз в Махачкале совместно с Гильдией режиссеров России, Министерством культуры РД, творческими союзами республики проводим Международный кинофестиваль «Сталкер» с демонстрацией отечественных фильмов – призеров российского конкурса года. Это некассовые фильмы, заставляющие думать, размышлять о дне сегодняшнем, о смысле жизни. Их практически нет в массовом прокате, но «Сталкер» показывает эти замечательные киноленты, делясь со зрителем своими наблюдениями российской жизни, вызывая сочувствие, переживание, желание помочь.
Так уж случилось, что открытие кинофестиваля «Сталкер» совпало с юбилейными днями Магомеда Мирзаевича. Ему исполнилось 75 лет. В поздравительной телеграмме руководитель Гильдии режиссеров России, признанный мастер киноискусства Марлен Хуциев назвал нашего земляка классиком документального кино, сказав множество добрых пожеланий в его адрес.
Дагправдинцы присоединяются к этим пожеланиям в надежде на то, что им непременно суждено сбыться.