Как и само название экспозиции «Знак», имена художников знаковые в художественном мире дагестанского искусства. Получив академическое образование в ДХУ им.Джемала, а затем в Строгановке в Москве на факультете дизайна, они ворвались в начале 90-х в консервативный мир изобразительного искусства, выражая себя в разных жанрах, будь то живопись, дизайн или графика. Требовательные к себе, Т. и Е. Гапуровы работали насыщенно и плодотворно, активно участвуя в шоу-проектах «Ди-арт», «Аламат», «Золотой штрих», «Столичные сезоны». И все это были запоминающиеся произведения, которые отличали изысканный вкус и профессиональное мастерство. Дизайн стал неотъемлемой частью творчества художников. Но иначе и быть не могло. Ведь именно дизайн с его жесткой логической завершенностью и формой, где каждый элемент имеет свою строгую предназначенность, сформировал их. Он нес в себе философию стиля, дисциплинируя сознание и отсекая излишнее наслоение.
Представляя новую экспозицию «Знак», хозяйка «Первой галереи» Джамиля Дагирова отметила строгую выдержанность работ художников, точно расставленные акценты в выражении мысли и сути логотипов как нового вида искусства. И подчеркнула, что художники как нельзя более точно выражают время, в котором существуют. Их мотивированное мышление несет в себе идею. И это важно в условиях, когда нивелируются многие понятия и пересматриваются подходы к искусству и выражении себя в нем.
По сути проект «Знак» изначально несет в себе два начала – художественное и дизайнерское, демонстрируя прорыв в сознании в новых экономических условиях, когда в обществе на смену идеологическим стереотипам пришли свободные коммерциализованные отношения, изменившие подходы к происходящим переменам во всех сферах. Коснулось это и искусства. Со временем оно приобрело новые черты в свободе творчества, в том числе и в дизайне, о котором до недавнего времени у зрительской массы имелось весьма смутное представление. Именно тогда у супругов Т. и Е.Гапуровых и стали появляться первые серийные заказы логотипов к международным конкурсам, региональным фестивалям, экономическим, культурным форумам. Графический ряд изначально выстраивался в концепцию не просто «визитной карточки», но классических образцов жанра. А воплощение идеи основывалось на древней орнаментике народного творчества с использованием астральных, языческих знаков, одновременно выражая современные тенденции развития социума. Такой новаторский подход, глубина творческого замысла позволяли художникам создавать эксклюзивные авторские работы, которые уже вошли в ряд лучших образцов графического жанра. И уже сегодня по «гапуровским миниатюрам» как по пиктографическим письменам можно судить об эпохе перемен с ее амплитудой колебаний.
Монограмма «Д» с геометрическими линиями символизирует марку предприятия, но и одновременно устремленную вертикаль гор или ту же птицу с гордой посадкой головы. Каждый волен по-своему воспринимать ассоциированные знаки. А «Трилистник» напоминает настоящий балхарский сосуд. Огненный знак в обрамлении лучей как гигантская жаровня и символ вечного огня.
Логотип латинского шрифта LRS с традиционными по обеим сторонам розетками – стилизация головного убора горянки. Как образное выражение страсти танца знак «Лезгинки».
Логотип «Дагестантурэкспо» выступает как олицетворение пенного моря, солнца и голубого неба.
«Международный фестиваль «Горцы» в радужных красках символизирует дружбу народов на планете Земля. Почти «черный квадрат» аскетичен в выражении средств и врывается в сознание бликами первозданной чистоты цвета.
Из двадцати двух знаков-логотипов, представленных на выставке, не встретишь ни одного повторяющегося. Сюжетная канва выстраивается авторами в своеобразный ритмический ряд и воспринимается как единое целостное действо. По мнению искусствоведа М.Чалабовой, творчество Т. и Е. Гапуровых – это не только высокий профессионализм, но безупречный вкус и творческий полет фантазии авторов.
— Еще десять лет назад графический дизайн считался уделом избранных, эстетствующих деловых людей, а уже сегодня это жизненная необходимость и свидетельство стабильности и уровня заказчика, — сказала в своем выступлении директор Музея изобразительных искусств им.П.Гамзатовой Салихат Гамзатова. – И то, что живописные работы авторов Т. и Е. Гапуровых выставлены в Музее изобразительных искусств, может служить доказательством высокого мастерства.
Тандем Т. и Е. Гапуровых дал жизнь самым продвинутым долгосрочным проектам в области дизайна, которые сегодня выступают как марка многих солидных фирм и предприятий. Сами же авторы считают, что несмотря на то, что графический дизайн находится на подъеме, важно пропагандировать его. – В Дагестане создана основа для развития авторской школы дизайна с национальным колоритом, — отметил Т.Гапуров. — И пусть «Знак» положит начало новым дизайнерским проектам.
Художники Т. и Е. Гапуровы в ближайшем будущем планируют целый ряд выставок, посвященных сценическому дизайну, дизайну интерьеров, экстерьеров, каталогов массовых мероприятий. И обещают, что это будет интересно.