Маэстро, звук!
![](https://dagpravda.ru/wp-content/cache/thumb/96/066953429a45896_1280x854.jpg)
В театре нет профессии более или менее важной. В этом виде искусства внимание зрителя притягивают каждый штрих, выражение, звук во время сценического действа. Немаловажную роль в создании спектакля играет звукорежиссер, чьё творчество связано с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, рождением новых звуков, их фиксацией и обработкой.
Если зримые образы в сценической плоскости создаются режиссером, то за слуховые отвечает звукорежиссер. Их совместная работа удваивает воздействие на зрителя и создает эффект действительно происходящего на сцене.
Темирлан Хункерханов в детстве мечтал, что станет стоматологом, но у судьбы были другие планы. Молодой человек родился в музыкальной семье в с. Эрпели Буйнакского района. С раннего детства он рос в атмосфере музыки, чувствовал, где настоящее искусство, а где фальшь.
Однажды Темирлан услышал, как соседский парень играет на гитаре. Трепетная игра незрячего музыканта тронула его душу, и он слушал, затаив дыхание. Затем попросил на время музыкальный инструмент и уже через день наигрывал первую песню.
– Махач – так звали парня – был удивлен, как быстро я научился играть, но сам я не удивился этому, – рассказывает Темирлан.
С тех пор, как он взял в руки гитару, ни одно школьное мероприятие не проходило без его участия. Но тогда он не предполагал, что свяжет свою жизнь с музыкой, театром и станет звукорежиссером в Кумыкском театре.
– Моя мама хотела видеть во мне банкира, финансиста. Поэтому, когда пришло время определиться, куда поступать, решил, что факультет «Финансы и кредит» ДГУНХа – это то самое место, которое воплотит в реальность мечту мамы.
В парке, что рядом с вузом, Темирлан играл на гитаре для друзей. Каждый раз они хвалили его игру, советовали стать музыкантом, уверяли, что, мол, он крутой. Темирлан поверил в это. Поняв, что финансист из него вряд ли получится, после 3 курса поступил на музыкальный факультет ДГПУ. Вечерами выступал в ресторане.
Переписать с нуля
Наверное, киноманам знакомы короткометражные фильмы дагестанского режиссера Мухтара Махтибекова «Мальчик в тумане» и «Мистер Вбашневски» (первый совместный фильм Т. Хункерханова и М.Махтибекова), «Учитель» Камиля Алиева, мультфильм «Отважный джигит» (студия «Намус-ТВ»). Так вот полной переозвучкой голосов в этих фильмах занимался Темирлан Хункерханов. Он же писал и музыку к этим фильмам.
– Звук со съемочных площадок стирается полностью и заново записывается в студии, потому что при выходе режиссер фильма хочет получить качественный звук, без посторонних шумов, – разъясняет Темирлан.
Сегодня с развитием технического прогресса и стремительным изменением аудиовизуальных технологий перед звукорежиссерами театрализованных представлений остро встает вопрос не только знания техники, что очень важно, но и поиска оригинальных звуковых решений для воплощения сценических программ.
У Хункерханова собрана большая фонотека атмосферных звуков, которые он использует в своей работе. Дверь открывают по-разному, дождь идет с разной скоростью, тогда в ход идут заранее собранные заготовки.
Работа в театре
Темирлан был солистом ансамбля, аранжировщиком в хоре, работал в ресторане, руководил художественным ансамблем, трудился обувщиком, строителем и даже грузчиком. Несколько лет назад благодаря режиссеру Зауру Алиеву попал в Кумыкский театр.
– С ним мы познакомились во время работы на ТВ. Заур Алиев – это единственный режиссер, полностью доверившийся моему музыкальному вкусу, давший возможность мне проявить свои способности. Судя по отзывам зрителей, получается неплохо.
– Вы сказали, что только Заур согласился дать вам свободу. А с другими не так?
– Режиссеры привыкли брать ответственность на себя. Я их не осуждаю, ведь доверить свой проект иному звукорежиссеру, научившемуся включать музыкальный ряд без глубокого понятия о сути спектакля, его идее, – рискованно. Я понимаю, что нельзя заниматься отсебятиной, задумываться об уместности использования той или иной музыки, соответствии ее эпохе. Зрителя не волнует, на чьих плечах лежит ответственность за спектакль, он пришел за качественным готовым продуктом. И даже о том, что в вашей семье горе, зритель, потративший свое время и средства, не должен знать, он ведь не виноват, что у вас проблемы, – отметил он.
Руководить из кабинета
Звук негармонично вливается в общую картину происходящего на сцене, зритель отвлекается на шумы и упускает важное из действия. Звук в спектакле не должен отвлекать человека, все должно протекать естественно.
Темирлан должен наблюдать за процессом работы звукооператоров, направлять работу помощников.
– Во время спектакля я сижу за пультом в своем кабинете, бывает, во время концертов сижу в центре зрительного зала. Это позволяет мне слышать звук так же, как и зритель. Могу поднять звук, если он слабо звучит, – поясняет Темирлан.
Как выразился художник, театр – образ его жизни, он живет работой и с удовольствием встает по утрам.
Звукорежиссер несет ответственность за весь звук в театрализованном представлении или другом праздничном мероприятии. Его работу можно сравнивать с работой композитора, он сочиняет звуки, будто дирижер безмолвно управляет звуком каждого актера, исполнителя или звукового содержания действия.
Талантливый звукорежиссер способен точно и полно раскрывать идею происходящего, передать характер героев спектакля, палитру их чувств, создать звуковую картину места действия.
Сложнее, ответственнее
Если сравнивать работу в кино и театре, то сложнее и ответственнее второе. Если актриса кино не сумела заплакать с первого дубля, у нее есть возможность повторно сделать лучше, а съемочная группа ждет эмоции. В театре нет второго дубля, действие происходит здесь и сейчас. В театре надо быть честным со зрителем. Любое неправильное действие, слово или звук чреваты провалом всей работы. В кино актёр может играть хорошо, но если дефекты речи или акцент не устраивают режиссера, можно вместо его голоса наложить другой, никто даже не заметит подмены.
– Мы все живые люди, и ляпы в театре случаются, в том числе и со звуком. Однажды на премьере спектакля радиомикрофоны оказались на одной волне, появились посторонние шумы, мы на это моментально отреагировали, а иначе. Техника может дать сбой, подвести в самый неподходящий момент, приходится выкручиваться. У меня всегда бывает запасной вариант. Но всех секретов не буду раскрывать, – улыбается художник по звуку. – Мне нельзя отвлекаться ни на минуту, включая тот или иной звук. Меняя тональность, наблюдаю за реакцией зрительного зала. Если взгляд зрителя устремлен на колонку, значит, ему некомфортно.
За каждым зрелищным событием, премьерой спектакля стоит колоссальная работа всего коллектива театра. А когда речь идёт о постановке детского представления, это сложно вдвойне.
– К примеру, в работе над спектаклем «Маугли» режиссера З.Алиева было сложно не только актерам, но и мне, потому что захватить внимание детского зрителя нелегко. К моему удивлению, дети сидели молча, заинтересованные шоу, а потом аплодировали стоя. Такое я наблюдал впервые, спектакль получился отличным, – признается Темирлан. – Я понял, что два-три раза в день один и тот же спектакль с одним и тем же настроением играть на сцене могут только профессионалы своего дела.
Сидя в центре зала или на своем привычном месте за большим микшерным пультом, звукорежиссер контролирует все звуки, идущие из оборудования на сцене, сводя их воедино и обрабатывая более ста дорожек. На микшерном пульте у звукорежиссёра есть отдельные дорожки для каждого инструмента и микрофона. Например, если возле ударной установки стоит 10 микрофонов, то со своего пульта «звукач» может контролировать 10 дорожек, которые он микширует, подстраивая под конкретное помещение или площадку.
Звукорежиссура – это увлекательный творческий процесс, относящийся по праву к художественному виду деятельности в сфере театрального искусства. И теперь, спустя годы, Темирлан Хункерханов нисколько не жалеет, что выбрал эту профессию.
Статьи из «Культура»
Чухта исполняет просьбу
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Импровизация искусства
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Фундаментальное исследование
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
В поисках музейной эстетики
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Легенда дагестанской эстрады
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Эволюция сонаты
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Раз, два, три, четыре!
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Крупный вклад в науку
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Сердце Петровска
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)
Герои не ищут славы
![](https://dagpravda.ru/wp-content/themes/dpnew/images/news_block_views.png)