X
09:38 13.02.2024

Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника

«Какая удивительная, красивая фамилия – Юнусилау», – думала я в школе о своей однокласснице Саиде. «Какие удивительные картины», – приходит мысль на выставке ее дедушки Магомеда Юнусилау.

В школе все друзья Саиды знали, что она из семьи известного живописца. Но вот над чем тот работал, какими идеями жил, что любил – мало, кто был посвящен в мир художника. И нет ничего странного в том, что с творчеством одного из основоположников дагестанского изобразительного искусства массовый зритель почти не знаком. Последняя его выставка состоялась в 1977-м, через два года после смерти. Далее были эпизодические показы в составе групповых экспозиций.

И вот наконец через несколько десятков лет в культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А. Тахо-Годи открылась ретроспективная персональная выставка «Магомед Юнусилау. Певец родного края». Экспозиция включает в себя работы из собрания Нацмузея и Дагестанского музея изобразительных искусств. Пожалуй, мы говорим о первой полной версии всего творческого пути нашего знаменитого земляка.

В первом зале наиболее популярные произведения, которые ассоциируются с именем Юнусилау: работы «Махмуд в сакле», «Ирчи Казак по дороге в Сибирь» и другие. Они стали визитной карточкой художника. Большинство картин этой части экспозиции созданы по следам художественно-этнографической экспедиции 1932 года «Культсанштурм». Важно то, что сегодня они представляют собой не только художественную ценность. Многие из них стали источником для изучения истории искусства, жизни, быта Дагестана периода 1920–1930-х годов, самого сложного, противоречивого и мало изученного.

Магомед Юнусилау воспитывался на поэзии Махмуда из Кахабросо и Ирчи Казака. Его отец был дружен с Махмудом, художник знал поэта и читал его на аварском и кумыкском языках. В коллекции есть серия зарисовок поэтов, писателей, сказителей разных лет. Во время Великой Отечественной «Дагестанская правда» создавала серию портретов дагестанцев–героев и участников войны, в которую были включены и работы Юнусилау. Это еще одна значительная часть выставки.

Изюминка нынешней экспозиции – это демонстрация творений художника, которые были буквально вытащены из закромов хранилища Национального музея, для того чтобы показать Юнусилау малоизвестного или совсем неизвестного широкой публике. Надо сказать, что в музее собрано более 300 произведений автора: графика, живопись, станковые и пленэрные работы, скетчи, книжная иллюстрация, карикатура, шаржи. Есть уверенность, что музей отыщет и фотоработы, ведь он активно занимался и фотоделом.

Следующий зал, можно сказать, станет открытием для почитателей таланта Юнусилау и даже для профессионалов, хорошо его знавших. Здесь серия карикатур. Да-да, в непростые 1930-е годы художник преодолел сложившиеся в обществе стереотипы и традиции по отношению к изобразительному искусству, заявил о себе не только как живописец с традиционными темами, но и как карикатурист. Это было в его характере.

Магомед был весельчаком, очень доброжелательным, вокруг него всегда было много людей, и он был не прочь подарить друзьям свои шаржи. Еще ему было важно показать в своих карикатурах общечеловеческие недостатки и даже пороки кадиев. Он был светским человеком, отказался учиться в медресе, выбрав светскую школу. И там ему повезло – учителя были просвещенными людьми и поддержали его увлечение рисованием. А вот отец будущего художника запрещал ему рисовать и даже как-то запер в чулан в качестве наказания за непослушание. Когда через несколько часов открыл дверь, чтобы выпустить сына, то увидел, что все стены чулана разрисованы углем.

Позже, в 1960–1970-х годах, по шаржам и зарисовкам Юнусилау и художника Горского были отпечатаны плакаты. След их, к сожалению, затерялся. Заведующий кафедрой живописи художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета профессор Абдулзагир Мусаев считает, что карикатуры настолько злободневны, что их можно печатать и по ним учить дагестанцев уму-разуму.

А научный сотрудник отдела истории искусств ИЯЛИ ДФИЦ РАН РД Зарипат Ахмедова отмечает, что именно эти работы вызвали наибольший интерес у зрителей на конференции института, посвященной Юнусилау. В первой трети прошлого века у художников редко можно было встретить работы сатирического характера. Именно он одним из первых взялся за этот жанр и сумел показать пороки того времени. Говорит Ахмедова и об исторических темах в его картинах, где четко просматриваются культура и жизнь Буйнакска того времени.

Неожиданностью для большинства посетителей станут экспонаты, размещенные в фойе выставочного центра. Здесь представлена серия «Уходящий Дагестан», иллюстрации к книге Магомеда Хуршилова «Сулак – свидетель», обложки к изданиям других писателей, иллюстрации к учебникам родной речи, а также работы сына художника Каира.

Саида Юнусилау – музыкант. Для нее, как и для всех членов семьи, открытие выставки – волнительный и значимый день. Ей было восемь лет, когда умер дедушка.

«Я была первая внучка, он с меня пылинки сдувал. И учил важным вещам. Помню случай, когда я в семь лет иду на концерт на телевидение. Дедушка мне давал наставления, чтобы я не начинала играть, пока не назовут мои имя и фамилию. Обещал, что только тогда подмигнет мне с экрана, – улыбается Саида. – Есть у нас в семейной истории смешной эпизод. Мы с мамой в Москве и, конечно же, идем в Третьяковскую галерею. Там меня просто поразила картина «Иван Грозный убивает своего сына». Когда мы вернулись домой, дедушка, разумеется, стал расспрашивать меня, что я делала в Москве, куда ходила. А я, описывая наш поход в Третьяковку, забыла имя Иван и выпалила: мне понравилась картина «Товарищ Грозный убивает своего сына». Потом у нас в семье вот это «товарищ Грозный» стало, как сейчас говорят, мемом».

В доме Юнусилау встречалось много интересных людей. Аткай Аджаматов, Эффенди Капиев, Барият Мурадова, Валерий Горский были постоянными гостями семьи художника. Приходили к мастеру и его ученики, которые позже добились успехов в своей профессиональной деятельности: Башир Увайсов, Асхаб Абакаров, Хаджимурад Алиханов. Юнусилау дружил и со многими людьми из власти. Но никогда и ни перед кем не заискивал. Он использовал дружеские отношения с «серьезными» людьми, только чтобы помочь молодым и талантливым художникам, артистам.

За свою жизнь работал на разных должностях. Был директором краеведческого музея, восстанавливал Дом-музей им. Сталина в Буйнакске во время войны. Преподавал детям, работал в кумыкской газете, затем в «Дагестанской правде». Был очень активный и до последнего находился в строю, занимался с детьми.

Собственные детские воспоминания о дедушке, рассказы других людей, а главное, долгие душевные разговоры с мамой – вот те слагаемые, которые легли в образ художника у Саиды Юнусилау. Но хорошо, что его дочь Хаписат успела издать об отце свои заметки. В небольшой книжке «Ашуг родного очага» – жизненный и профессиональный путь Магомеда Юнусилау, истории, рассказанные им близким. На сегодняшний день пока это всё, что издано о нем. Исследователям творчества мэтра дагестанского искусства предстоит еще много работы. А все, кто интересуется культурой Дагестана, могут заново открыть для себя его имя.

Похожие

В ожидании снега

39
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

33
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

409
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

190
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

111
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

284
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

68
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

37
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

90
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

1
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

57
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

13
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

128
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

23
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

79
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

33
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

25
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...

Главней всего…

26
Ларису Долину справедливо считают одной из самых успешных джазовых певиц в стране....