Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника
«Какая удивительная, красивая фамилия – Юнусилау», – думала я в школе о своей однокласснице Саиде. «Какие удивительные картины», – приходит мысль на выставке ее дедушки Магомеда Юнусилау.
В школе все друзья Саиды знали, что она из семьи известного живописца. Но вот над чем тот работал, какими идеями жил, что любил – мало, кто был посвящен в мир художника. И нет ничего странного в том, что с творчеством одного из основоположников дагестанского изобразительного искусства массовый зритель почти не знаком. Последняя его выставка состоялась в 1977-м, через два года после смерти. Далее были эпизодические показы в составе групповых экспозиций.
И вот наконец через несколько десятков лет в культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А. Тахо-Годи открылась ретроспективная персональная выставка «Магомед Юнусилау. Певец родного края». Экспозиция включает в себя работы из собрания Нацмузея и Дагестанского музея изобразительных искусств. Пожалуй, мы говорим о первой полной версии всего творческого пути нашего знаменитого земляка.
В первом зале наиболее популярные произведения, которые ассоциируются с именем Юнусилау: работы «Махмуд в сакле», «Ирчи Казак по дороге в Сибирь» и другие. Они стали визитной карточкой художника. Большинство картин этой части экспозиции созданы по следам художественно-этнографической экспедиции 1932 года «Культсанштурм». Важно то, что сегодня они представляют собой не только художественную ценность. Многие из них стали источником для изучения истории искусства, жизни, быта Дагестана периода 1920–1930-х годов, самого сложного, противоречивого и мало изученного.
Магомед Юнусилау воспитывался на поэзии Махмуда из Кахабросо и Ирчи Казака. Его отец был дружен с Махмудом, художник знал поэта и читал его на аварском и кумыкском языках. В коллекции есть серия зарисовок поэтов, писателей, сказителей разных лет. Во время Великой Отечественной «Дагестанская правда» создавала серию портретов дагестанцев–героев и участников войны, в которую были включены и работы Юнусилау. Это еще одна значительная часть выставки.
Изюминка нынешней экспозиции – это демонстрация творений художника, которые были буквально вытащены из закромов хранилища Национального музея, для того чтобы показать Юнусилау малоизвестного или совсем неизвестного широкой публике. Надо сказать, что в музее собрано более 300 произведений автора: графика, живопись, станковые и пленэрные работы, скетчи, книжная иллюстрация, карикатура, шаржи. Есть уверенность, что музей отыщет и фотоработы, ведь он активно занимался и фотоделом.
Следующий зал, можно сказать, станет открытием для почитателей таланта Юнусилау и даже для профессионалов, хорошо его знавших. Здесь серия карикатур. Да-да, в непростые 1930-е годы художник преодолел сложившиеся в обществе стереотипы и традиции по отношению к изобразительному искусству, заявил о себе не только как живописец с традиционными темами, но и как карикатурист. Это было в его характере.
Магомед был весельчаком, очень доброжелательным, вокруг него всегда было много людей, и он был не прочь подарить друзьям свои шаржи. Еще ему было важно показать в своих карикатурах общечеловеческие недостатки и даже пороки кадиев. Он был светским человеком, отказался учиться в медресе, выбрав светскую школу. И там ему повезло – учителя были просвещенными людьми и поддержали его увлечение рисованием. А вот отец будущего художника запрещал ему рисовать и даже как-то запер в чулан в качестве наказания за непослушание. Когда через несколько часов открыл дверь, чтобы выпустить сына, то увидел, что все стены чулана разрисованы углем.
Позже, в 1960–1970-х годах, по шаржам и зарисовкам Юнусилау и художника Горского были отпечатаны плакаты. След их, к сожалению, затерялся. Заведующий кафедрой живописи художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета профессор Абдулзагир Мусаев считает, что карикатуры настолько злободневны, что их можно печатать и по ним учить дагестанцев уму-разуму.
А научный сотрудник отдела истории искусств ИЯЛИ ДФИЦ РАН РД Зарипат Ахмедова отмечает, что именно эти работы вызвали наибольший интерес у зрителей на конференции института, посвященной Юнусилау. В первой трети прошлого века у художников редко можно было встретить работы сатирического характера. Именно он одним из первых взялся за этот жанр и сумел показать пороки того времени. Говорит Ахмедова и об исторических темах в его картинах, где четко просматриваются культура и жизнь Буйнакска того времени.
Неожиданностью для большинства посетителей станут экспонаты, размещенные в фойе выставочного центра. Здесь представлена серия «Уходящий Дагестан», иллюстрации к книге Магомеда Хуршилова «Сулак – свидетель», обложки к изданиям других писателей, иллюстрации к учебникам родной речи, а также работы сына художника Каира.
Саида Юнусилау – музыкант. Для нее, как и для всех членов семьи, открытие выставки – волнительный и значимый день. Ей было восемь лет, когда умер дедушка.
«Я была первая внучка, он с меня пылинки сдувал. И учил важным вещам. Помню случай, когда я в семь лет иду на концерт на телевидение. Дедушка мне давал наставления, чтобы я не начинала играть, пока не назовут мои имя и фамилию. Обещал, что только тогда подмигнет мне с экрана, – улыбается Саида. – Есть у нас в семейной истории смешной эпизод. Мы с мамой в Москве и, конечно же, идем в Третьяковскую галерею. Там меня просто поразила картина «Иван Грозный убивает своего сына». Когда мы вернулись домой, дедушка, разумеется, стал расспрашивать меня, что я делала в Москве, куда ходила. А я, описывая наш поход в Третьяковку, забыла имя Иван и выпалила: мне понравилась картина «Товарищ Грозный убивает своего сына». Потом у нас в семье вот это «товарищ Грозный» стало, как сейчас говорят, мемом».
В доме Юнусилау встречалось много интересных людей. Аткай Аджаматов, Эффенди Капиев, Барият Мурадова, Валерий Горский были постоянными гостями семьи художника. Приходили к мастеру и его ученики, которые позже добились успехов в своей профессиональной деятельности: Башир Увайсов, Асхаб Абакаров, Хаджимурад Алиханов. Юнусилау дружил и со многими людьми из власти. Но никогда и ни перед кем не заискивал. Он использовал дружеские отношения с «серьезными» людьми, только чтобы помочь молодым и талантливым художникам, артистам.
За свою жизнь работал на разных должностях. Был директором краеведческого музея, восстанавливал Дом-музей им. Сталина в Буйнакске во время войны. Преподавал детям, работал в кумыкской газете, затем в «Дагестанской правде». Был очень активный и до последнего находился в строю, занимался с детьми.
Собственные детские воспоминания о дедушке, рассказы других людей, а главное, долгие душевные разговоры с мамой – вот те слагаемые, которые легли в образ художника у Саиды Юнусилау. Но хорошо, что его дочь Хаписат успела издать об отце свои заметки. В небольшой книжке «Ашуг родного очага» – жизненный и профессиональный путь Магомеда Юнусилау, истории, рассказанные им близким. На сегодняшний день пока это всё, что издано о нем. Исследователям творчества мэтра дагестанского искусства предстоит еще много работы. А все, кто интересуется культурой Дагестана, могут заново открыть для себя его имя.