Махачкала – театральная столица
Наша республика становится еще одним центром театрального искусства на карте России. Это очевидно. На протяжении ряда лет в столице Дагестана с успехом проходит Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона. Дважды с триумфом прошёл фестиваль стран БРИКС «Волшебный театр кукол». Но мы всё никак не угомонимся и задаем еще один тренд – фестиваль национальных театров.
Этот фестиваль зародился в 2019 году. Первый блин хоть и не совсем стал комом, но всё же определённые шероховатости тогда были. Это признают и сами организаторы. Однако опыт тоже был ненапрасен. Были выявлены слабые точки, недочёты, которые в процессе планирования порой и не учтёшь. Провели работу над ошибками, и как итог, в конце сентября нынешнего года в нашей республике уже на новом уровне стартовал второй Международный фестиваль национальных театров.
В его работе принимают участие национальные театры нашей республики, а также Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии, Татарстана, Мордовии, Башкортостана, Абхазии и Казахстана.
Оценивают работы творческих коллективов старший эксперт Центра социокультурных экспертиз Елена Покорская, заслуженный артист России, лауреат Госпремии России Валерий Подгородинский, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров и заслуженный работник культуры РД Зумруд Алиева.
Основные площадки проведения фестиваля: Русский драматический театр им. М. Горького (Махачкала); Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова (Махачкала); Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского (Дербент). Все спектакли идут на национальных языках, а для удобства зрителей они сопровождаются синхронным переводом на русский язык.
Большая часть постановок уже была представлена зрителям и экспертам. После каждого показа члены жюри проводили с труппами разбор, в ходе которого давали профессиональную оценку работе всех участников постановки: артистов, художников, хореографов и, конечно же, режиссеров. Если было за что хвалить – «гладили по головке», обнаруживались недочёты – всё попунктно обсуждалось и каждый получал ценные советы и рекомендации.
По итогам фестиваля, который, к слову, конкурсный, жюри отобрало лучшие постановки, отметило самые сильные режиссёрские и актёрские работы, наградило самых креативных художников, декораторов и других специалистов, кто в мире закулисья помогает твориться волшебству на сцене.
Для чего нужны подобные фестивали национальных театров? Скандарбек Тулпаров объяснил, делясь своим мнением по этому поводу, что такие театральные фестивали – это возможность взглянуть на своё творчество со стороны, что очень важно в плане профессионального роста и режиссёров, и актёров.
«Когда мы играем (на своем национальном языке), наш зритель нас любит – овации, признание… Всё это создаёт в результате атмосферу «родного болота», а когда не с чем сравнить собственное творчество, оно переживает кризис. Сегодня, к счастью, в театрах стали появляться новые режиссёры. Пусть они пока не создают знаковых постановок, но они растут и развиваются, в том числе благодаря участию в фестивалях, а в дальнейшем это обязательно принесёт плоды», – уверен С. Тулпаров.
Валерий Подгородинский с мнением коллеги согласен, при этом отмечает, что фестиваль нынешнего года показал, как поднялся профессиональный уровень постановок многих национальных коллективов, благодаря чему удалось представить зрителю достойную афишу.
«Первый фестиваль национальных театров, можно сказать, провалился – постановки слабые, зрителей приходило мало. Однако и это было не зря. Все проанализировав, организаторы проводят теперь по-новому этот фестиваль, и сегодня мы видим уже постановки хорошего уровня. Я очень и очень рад наблюдать, как поднялись профессионально все театры. Какой блистательный спектакль показал Лакский театр! Как я порадовался за Ногайский театр, он относительно молодой, но продемонстрировал здесь достойную постановку. Приятно порадовала труппа Лезгинского театра», – делится гость республики.
Немало приятных сюрпризов зрителю преподнесли, по мнению эксперта, и приезжие коллективы. Самое главное качество, объединившее все постановки, представленные в эти дни, как отмечает В. Подгородинский, – в них было уважение и к материалу, и к зрителю.
«На этом фестивале я в очередной раз убеждаюсь, что живые театры – они именно в провинции. Сцены наших столичных театров, к сожалению, в большинстве своем заполнили формальные поиски, и буквально по пальцам можно сосчитать театры, куда ты приходишь и встречаешься с Его Величеством Актёром. Во многих театрах столицы нашей страны – на сцене механизм и механистически двигающиеся люди.
Поэтому в провинцию я езжу с удовольствием, несмотря на свой преклонный возраст», – подвёл итог В. Подгородинский.