Купить PDF-версию
17:31 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X
00:29 28.06.2019

Мастер театральной иллюзии

Среди интереснейших профессий особое место занимает профессия бутафора-художника. Во многих театрах сегодня бутафорию изготавливают на заказ, но кое-где еще сохранились цеха, и работают там люди, играющие важную роль в подготовке спектакля. «Дагестанская правда» заглянула в закулисье Аварского театра и узнала, кто оживляет декорации, создает иллюзию прошлого, погружает зрителя в театральную атмосферу. Художник-бутафор Наида Хасаева не просто изготавливает различные предметы бутафории, она создает атмосферу в театре.

В бутафорской – идеальный порядок, и, как признается девушка, это временное явление. Сейчас она занимается оформлением фотозоны.

По замыслу директора учреждения Магомедрасула Магомедрасулова, в Аварском театре будет организована эксклюзивная фотозона в этническом стиле. Работу над ней бутафор практически завершила, остались мелочи. Казалось бы, обычные фанера и рейки, обклеенные тканью, заделанные камнями из пенопласта… А выглядит экспозиция вполне реалистично.

На мой вопрос, как ей удается создавать такие живые картины, Наида отвечает, что главное в ее работе — иметь художественное чутье и желание трудиться.

По воле судьбы

– Я отливала модели из гипса, лепила объемные бутафорские изделия, фактурировала деревья, изготавливала цветы из шелка и бархата, но то, что эта деятельность называется бутафорской, я узнала уже в самом театре, – говорит Наида.

Завершив учебу в гимназии №3 г. Оренбурга, девушка поступила в 2001 году там же в лицей №18 (ныне Институт индустрии моды).

– Мне предложили перейти на третий курс в Московский институт, но судьба распорядилась иначе: семья переехала в Дагестан, и здесь я нашла своего спутника жизни – актера Аварского театра Хайбулу Хасаева.

Поначалу я работала в своем ателье, затем приняла приглашение театра и вот уже 8 лет работаю здесь бутафором. Моя коллега Изахат Магомедовна, работавшая в театре со дня его открытия, до выхода на пенсию обучила меня тонкостям профессии, дала ценные советы, за что я ей очень благодарна.

Из детства с любовью

Все девочки в детстве играли в куклы. Наида, как и большинство девчонок, шила для своих кукол одежду, сооружала для них дома, обустраивала их быт, словом, создавала идеальный мир кукол. С возрастом эта любовь только усилилась.

– Каждое лето я привозила с собой куклы в Дагестан, куда мы приезжали проведать бабушек и дедушек. Хотя и родилась я в Оренбурге, душой всегда была в Дагестане. Мне нравятся наша национальная культура, обычаи и традиции, – говорит девушка.

Удержать внимание

Бытует мнение, что моноспектакли без декораций заменят классический театр, однако бутафор в это не верит.

– Удерживать внимание способен только актер высшего пилотажа, а их в мире не так уж много. Декорации помогают восприятию полноценной картины, бутафория – это не просто предметы, они помогают погрузиться в эпоху, когда разворачивались действия, отражают художественный стиль и атмосферу определенной постановки, позволяют ощутить, так сказать, «вкус времени», – объясняет Хасаева.

Национальный колорит

Когда зайдете в фойе Аварского театра, обязательно оглянитесь вокруг, вы увидите на стенах тарелки (на снимке внизу). Нет, не фарфоровые, они из папье-маше, но не каждый заметит это. Директор театра хотел украсить фойе с национальным колоритом. Предложенные бутафором эскизы ему понравились, и вот эти произведения украшают театр.

– Театральную бутафорию изготавливают чаще из папье-маше, картона, металла, дерева, поролона, мастики и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, хрусталь, стекло. Процесс создания таких тарелок – трудоемкая, кропотливая работа, — говорит Наида. – Люблю также создавать бутафорию под старину. Незамысловатые узоры, интересные формы и фактура будут приковывать внимание. А современные элементы – однотипные. До создания какого-либо элемента я изу­чаю историю, читаю книги по своей специализации. Большей частью в Интернете, потому что поход в библиотеку занимает немало времени. Смотрят многие, но видят не все, хотя вокруг нас столько прекрасного. Мы черпаем идеи из самой жизни.

Театр без бутафории – не театр

Декорации должны быть простыми в монтаже, легко перемещаемыми и мобильными, но в то же время устойчивыми к износу. Нередко Наида ищет замену материалу, оказавшемуся неустойчивым. С каждым годом появляются новые методики, упрощающие работу на всех уровнях.Тяжело представить Аварский театр без национальной кухни. Овощи, фрукты, курзешки и любимый аварский хинкал, изготовленные из бумаги, настолько настоящие, что хочется откусить кусочек. Деревянное оружие валит врагов наповал, а рыцарские доспехи из картона служат на­дежной защитой.

Идеи поддерживаются

По словам Наиды, ее идеи воплощаются в реальность благодаря пониманию со стороны руководства и поддержке коллектива.

– Цель каждого из нас – довольство зрителя. К примеру, на постановку к Новому году передо мной стояла задача соорудить бутафорские шапки. Но по композиции всей картины, на мой взгляд, выгоднее смотрелась сшитая шапка. Главный художник Вера Михайловна Агошкина одобрила эскизы, и зритель оценил задумку. Как правило, главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов. Мне в принципе интересно работать со всеми спектаклями, но больше всего с детскими, – делится бутафор.

Несомненным плюсом в работе бутафора можно назвать оригинальность: ни одна работа не повторяется, и не знаешь, какой в итоге она получится.

От месяца до двух

Размер сцены, количество задействованных в спектакле артистов, сложность декораций определяют время подготовки реквизита, оно варьируется от месяца до двух. Все детали обговариваются на художественном совете. Но мало создать цех, бутафоры следят за сохранностью и состоянием предметов. Ведь на репетициях и даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать.

Так, в детском спектакле «Кот в сапогах» приходится регулярно реставрировать шляпы. В спектакле «Как похищают красавиц» часто ломается чемодан, так как в сценарии жена выгоняет мужа из дома и выкидывает предмет через окно. При реставрации изделия меняют внешний вид. Иногда это помогает, если нужно создать эффект старины, где деталь должна быть с отломанным кусочком или треснувшей. Есть среди декораций и хрупкие. В спектакле «Навруз» на кувшинах и вазах отделка из камней, но их по-другому и не создашь, об этом актерский состав предупреждают заранее.

– Бывает, что настроение портится из-за испорченного реквизита. Но чаще отношусь спокойно, понимая, что это было сделано не­специально. До премьерного показа спектакль демонстрируют коллективу театра, мы вносим дополнительные коррективы. Разумеется, мы задерживаемся, но успех спектакля – импульс для новых идей. Понимаешь, что труд был не напрасным, – резюмирует Наида Хасаева.

Статьи из «Театры»

Комедия с ноткой грусти

74
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

13
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

147
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

15
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

16
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...