Купить PDF-версию
09:04 | 15 октября, Ср
X

Мастер, увековечивший эпос

В древнем селении Ахты, что в сердце Южного Дагестана, произошло событие, которого ждали многие поколения ахтынцев: здесь в торжественной обстановке открыли памятник Шарвили, известному герою лезгинского героического эпоса, вечному символу отваги, свободы и несгибаемой воли народа.

Величественная скульптура – творение выдающегося дагестанского художника и скульптора Шарифа Шахмарданова (на снимке) теперь навечно заняла свое важное и символичное место на скале у входа в старый квартал, на самом краю древней лестницы, веками ведущей к Джума-мечети и ротонде на горе Келед-хев. Как и обещал своему народу много веков назад богатырь Шарвили, он действительно вернулся, чтобы вновь, сжимая в могучей руке меч, стоять на страже покоя и благополучия своих земляков.

Воплотить в жизнь идею по увековечиванию имени легендарного героя удалось благодаря кропотливому труду многих выдающихся сынов Дагестана. Воссоздание грандиозного эпоса из разрозненных устных преданий, сказаний и легенд – это неустанная многолетняя работа энтузиастов-подвижников Забита Ризванова, Байрама Салимова и Ахмеда Агаева, которые по крупицам собирали бесценный фольклорный материал. Их колоссальный труд был впоследствии обобщен и опубликован Ризваном Ризвановым в фундаментальном издании, а саму традицию проводить в торжественной обстановке мероприятия, посвященные герою, начиная еще с 1991 года, заложил и продвигал инициатор и организатор праздника «Шарвили» известный политик и меценат Имам Яралиев.

Непосредственная же идея установить не просто памятник, а вечный монументальный символ, который навсегда закрепил бы эпический образ героя в самом сердце его исторической родины, принадлежит главе Ахтынского района Абдул-Кериму Палчаеву и меценату Джамалутдину Пашаеву, взявшему на себя финансовые вопросы.

Для самого Шарифа Шахмарданова эта масштабная работа стала глубоко личным, выстраданным и невероятно символичным проектом, венчающим долгий творческий путь. Как эмоционально отмечает мастер, обращение к истокам, к национальному фольклору и эпическим корням – не только дань уважения прошлому:

«Это сакральное обращение к нашему духовному коду, к той самой сокровенной силе, что веками спасала, укрепляла и объединяла наш многонациональный народ в самые лихие и смутные времена. Шарвили не просто былинный воин, это архетип героя-защитника, собирательный образ всех, кто стоял на страже нашей земли. Его возвращение именно сегодня, в Год защитника Отечества, видится мне вовсе не случайным. Он снова выступает героем-символом, который сплачивает и объединяет нас, потомков, вокруг вечной идеи беззаветной любви к своей большой и малой Родине, напоминая, что рубежи Отечества должны свято и самоотверженно оберегаться его преданными сынами», – говорит Шариф Шахмарданов.

Мастер сознательно создал не портрет конкретного исторического персонажа, а именно универсальный образ народного героя, вобравший в себя все лучшие черты дагестанцев: врожденное свободолюбие, несгибаемую стойкость духа, готовность к самопожертвованию и невероятную волю. Памятник и, как его продолжение, ротонда на вершине горы, где по преданию хранится меч эпического Шарвили, – это глубокая дань уважения и благодарности автора всем отважным сынам многонационального Дагестана, отдавшим свои жизни за наше мирное небо над головой. С самого первого дня торжественного открытия у подножия нового монумента не иссякает живой поток ярких цветов, красноречиво свидетельствующий об искренней народной любви, гордости и той самой неразрывной связи поколений, которая и может быть залогом будущего.

Примечательно, что после открытия памятника Шарвили в Ахтах был открыт еще один глубокий по смыслу памятник «Русской учительнице» – работы Шарифа Шахмарданова, посвященный тихому подвигу молодых женщин и девушек, которые в сложные годы становления Советской власти приезжали из центральных регионов страны в отдаленные села горного Дагестана, чтобы нести свет знаний. Художник так создал скульптуру, чтобы в руку учительницы всегда можно было вложить цветы. Тем самым он призывает новые поколения не забывать о тех, кто отдал свои жизни просвещению населения.

Чтобы в полной мере понять и ощутить масштаб произведений и скульптур нашего земляка, необходимо знать и масштаб его личности. А для этого не лишним будет обратиться к некоторым важным фактам его биографии.

Шариф Шахмарданов – блестящий выпускник знаменитого Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Ученик великого академика Андрея Андреевича Мыльникова. После окончания вуза он сознательно вернулся в Дагестан, где его работы практически сразу же стали важной, неотъемлемой частью изобразительного искусства республики.

Начиная с 1995 года, не прерывая при этом прочной духовной связи с малой родиной, он живет и плодотворно работает в Санкт-Петербурге, являясь уважаемым профессором кафедры декоративно-прикладного искусства Смольного университета. С начала 2000-х в его многогранном творчестве началась совершенно новая, «монументальная» эра. Весь предыдущий огромный опыт художника – станковая живопись, росписи, мозаики, рельефы – стал прочным фундаментом для создания тех самых грандиозных памятников, которые сегодня во многом определяют скульптурный и духовный облик современного Дагестана.

Первой по-настоящему знаковой и революционной работой в этом новом ряду является масштабная, динамичная монументальная скульптура «Защитнику Отечества» на ключевой транспортной развязке шоссе Аэропорт – Махачкала. Эта сложная, полная стремительного движения композиция всадника на летящем коне, производит особое впечатление на каждого проезжающего. Известный искусствовед профессор В. Мухин говорил о ней:

«Редкая столица в мире может гордиться таким поистине грандиозным и одухотворенным памятником, который, без сомнения, займет свое самое выдающееся место не только в истории российского, но и в контексте всей мировой культуры».

О фундаментальной значимости мощного образа для многонациональной страны высказался и бывший президент Российской Академии художеств Зураб Церетели:

«Образ этого конного воина, так мастерски воплотивший в себе представителей всех без исключения народов благодатного Дагестана, отдавших свои жизни за святое дело защиты Отечества, – это важнейший, непреходящий символ в общей истории Дагестана и всего русского народа, это поистине общий праздник для всей многонациональной России, наш общий вклад в культуру».

За этой скульптурой последовала целая плеяда других проектов, каждый из которых становился событием: пронзительная, заставляющая задуматься «Скорбь матери» в парке Боевой славы Дербента; величественный памятник Петру I у отреставрированного «Дома музея Петра I»; памятник Герою Советского Союза Валентину Эмирову; монументальный образ народного поэта Сулеймана Стальского в его родном селе Ашага-Стал, открытие которого стало большим событием для всей республики. А в юбилейный год памятник «Гомеру ХХ века» благодаря Шахмарданову появился и в древнем Дербенте. В память о Великой Победе в 2024 году в Санкт-Петербурге установили памятник воину-освободителю.

Сегодня в просторной мастерской художника в Северной столице вовсю кипит работа над новыми проектами. Уже в глине создан выразительный бюст легендарного Хаджи-Давуда (Дауд-бека Лезгинского), предводителя освободительного движения. Этот образ также давно не давал покоя мастеру. Видимо, неслучайно. Пришло время, когда земляки-потомки захотели увидеть Хаджи-Давуда в памятнике-символе и, конечно же, создать его доверили признанному художнику и мастеру. Планов и проектов у Шарифа Шахмардановича, как говорится, громадьё. Но заветной творческой мечтой его продолжает оставаться грандиозный, символичный памятник миротворцу-просветителю для Дербента, архитектурный и духовный образ которого уже полностью вызрел в сознании и ждет своего часа для воплощения в материале.

Значение многогранного творчества нашего известного земляка для настоящего и особенно будущего трудно переоценить. Сегодня он – уникальная синтетическая фигура, органично сочетающая в себе безграничный талант и энергию художника-творца, постоянно обуреваемого жаждой работать и созидать новое, и мудрого, внимательного педагога-наставника, которого искренне любят, уважают и ценят его студенты в Санкт-Петербурге.

Вся кипучая, неутомимая деятельность Шахмарданова неизменно произрастает из безграничной сыновней любви к его малой родине, к Дагестану. Именно здесь, в этих древних молчаливых горах, в гостеприимных аулах, богатых своей уникальной историей и традициями, он продолжает черпать неиссякаемое вдохновение и внутреннюю силу. Его искусство, обращенное к вечным темам долга, памяти и подвига, служит прочным фундаментом национальной и гражданской идентичности, сплачивая многонациональный народ Дагестана и России вокруг непреходящих идеалов добра, мужества, взаимного уважения и непрерывной связи времен.

Статьи из «КультЛичность»

В стране легенд и преданий

5
Журналист, краевед, педагог – это всё о нем, о Булаче Имадутдиновиче Гаджиеве (на снимке)....

«Ночь расплескав, прожгла туман ракета…»

13
Народный поэт Дагестана Магомед Гамидов не...

Зал аплодировал ей стоя

17
Народная артистка Дагестана Зумруд Атагишиева играла свои роли так, что зал всегда...

Неповторимый мир волшебства Юсупа Магомедова

12
Когда-то итальянский художник и ученый...

Щедрость души

15
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Дочь степи

32
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Песнь о «Гомере XX века»

21
В концертном зале Дома национальностей Санкт-Петербурга прошёл музыкально-поэтический...

Народный соловей

36
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

32
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Воин и писатель

38
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

Ашуг, сын ашуга

35
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Поющее сердце Таиры

25
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...