Величественная скульптура – творение выдающегося дагестанского художника и скульптора Шарифа Шахмарданова (на снимке) теперь навечно заняла свое важное и символичное место на скале у входа в старый квартал, на самом краю древней лестницы, веками ведущей к Джума-мечети и ротонде на горе Келед-хев. Как и обещал своему народу много веков назад богатырь Шарвили, он действительно вернулся, чтобы вновь, сжимая в могучей руке меч, стоять на страже покоя и благополучия своих земляков.
Воплотить в жизнь идею по увековечиванию имени легендарного героя удалось благодаря кропотливому труду многих выдающихся сынов Дагестана. Воссоздание грандиозного эпоса из разрозненных устных преданий, сказаний и легенд – это неустанная многолетняя работа энтузиастов-подвижников Забита Ризванова, Байрама Салимова и Ахмеда Агаева, которые по крупицам собирали бесценный фольклорный материал. Их колоссальный труд был впоследствии обобщен и опубликован Ризваном Ризвановым в фундаментальном издании, а саму традицию проводить в торжественной обстановке мероприятия, посвященные герою, начиная еще с 1991 года, заложил и продвигал инициатор и организатор праздника «Шарвили» известный политик и меценат Имам Яралиев.
Непосредственная же идея установить не просто памятник, а вечный монументальный символ, который навсегда закрепил бы эпический образ героя в самом сердце его исторической родины, принадлежит главе Ахтынского района Абдул-Кериму Палчаеву и меценату Джамалутдину Пашаеву, взявшему на себя финансовые вопросы.
Для самого Шарифа Шахмарданова эта масштабная работа стала глубоко личным, выстраданным и невероятно символичным проектом, венчающим долгий творческий путь. Как эмоционально отмечает мастер, обращение к истокам, к национальному фольклору и эпическим корням – не только дань уважения прошлому:
«Это сакральное обращение к нашему духовному коду, к той самой сокровенной силе, что веками спасала, укрепляла и объединяла наш многонациональный народ в самые лихие и смутные времена. Шарвили не просто былинный воин, это архетип героя-защитника, собирательный образ всех, кто стоял на страже нашей земли. Его возвращение именно сегодня, в Год защитника Отечества, видится мне вовсе не случайным. Он снова выступает героем-символом, который сплачивает и объединяет нас, потомков, вокруг вечной идеи беззаветной любви к своей большой и малой Родине, напоминая, что рубежи Отечества должны свято и самоотверженно оберегаться его преданными сынами», – говорит Шариф Шахмарданов.
Мастер сознательно создал не портрет конкретного исторического персонажа, а именно универсальный образ народного героя, вобравший в себя все лучшие черты дагестанцев: врожденное свободолюбие, несгибаемую стойкость духа, готовность к самопожертвованию и невероятную волю. Памятник и, как его продолжение, ротонда на вершине горы, где по преданию хранится меч эпического Шарвили, – это глубокая дань уважения и благодарности автора всем отважным сынам многонационального Дагестана, отдавшим свои жизни за наше мирное небо над головой. С самого первого дня торжественного открытия у подножия нового монумента не иссякает живой поток ярких цветов, красноречиво свидетельствующий об искренней народной любви, гордости и той самой неразрывной связи поколений, которая и может быть залогом будущего.
Примечательно, что после открытия памятника Шарвили в Ахтах был открыт еще один глубокий по смыслу памятник «Русской учительнице» – работы Шарифа Шахмарданова, посвященный тихому подвигу молодых женщин и девушек, которые в сложные годы становления Советской власти приезжали из центральных регионов страны в отдаленные села горного Дагестана, чтобы нести свет знаний. Художник так создал скульптуру, чтобы в руку учительницы всегда можно было вложить цветы. Тем самым он призывает новые поколения не забывать о тех, кто отдал свои жизни просвещению населения.
Чтобы в полной мере понять и ощутить масштаб произведений и скульптур нашего земляка, необходимо знать и масштаб его личности. А для этого не лишним будет обратиться к некоторым важным фактам его биографии.
Шариф Шахмарданов – блестящий выпускник знаменитого Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Ученик великого академика Андрея Андреевича Мыльникова. После окончания вуза он сознательно вернулся в Дагестан, где его работы практически сразу же стали важной, неотъемлемой частью изобразительного искусства республики.
Начиная с 1995 года, не прерывая при этом прочной духовной связи с малой родиной, он живет и плодотворно работает в Санкт-Петербурге, являясь уважаемым профессором кафедры декоративно-прикладного искусства Смольного университета. С начала 2000-х в его многогранном творчестве началась совершенно новая, «монументальная» эра. Весь предыдущий огромный опыт художника – станковая живопись, росписи, мозаики, рельефы – стал прочным фундаментом для создания тех самых грандиозных памятников, которые сегодня во многом определяют скульптурный и духовный облик современного Дагестана.
Первой по-настоящему знаковой и революционной работой в этом новом ряду является масштабная, динамичная монументальная скульптура «Защитнику Отечества» на ключевой транспортной развязке шоссе Аэропорт – Махачкала. Эта сложная, полная стремительного движения композиция всадника на летящем коне, производит особое впечатление на каждого проезжающего. Известный искусствовед профессор В. Мухин говорил о ней:
«Редкая столица в мире может гордиться таким поистине грандиозным и одухотворенным памятником, который, без сомнения, займет свое самое выдающееся место не только в истории российского, но и в контексте всей мировой культуры».
О фундаментальной значимости мощного образа для многонациональной страны высказался и бывший президент Российской Академии художеств Зураб Церетели:
«Образ этого конного воина, так мастерски воплотивший в себе представителей всех без исключения народов благодатного Дагестана, отдавших свои жизни за святое дело защиты Отечества, – это важнейший, непреходящий символ в общей истории Дагестана и всего русского народа, это поистине общий праздник для всей многонациональной России, наш общий вклад в культуру».
За этой скульптурой последовала целая плеяда других проектов, каждый из которых становился событием: пронзительная, заставляющая задуматься «Скорбь матери» в парке Боевой славы Дербента; величественный памятник Петру I у отреставрированного «Дома музея Петра I»; памятник Герою Советского Союза Валентину Эмирову; монументальный образ народного поэта Сулеймана Стальского в его родном селе Ашага-Стал, открытие которого стало большим событием для всей республики. А в юбилейный год памятник «Гомеру ХХ века» благодаря Шахмарданову появился и в древнем Дербенте. В память о Великой Победе в 2024 году в Санкт-Петербурге установили памятник воину-освободителю.
Сегодня в просторной мастерской художника в Северной столице вовсю кипит работа над новыми проектами. Уже в глине создан выразительный бюст легендарного Хаджи-Давуда (Дауд-бека Лезгинского), предводителя освободительного движения. Этот образ также давно не давал покоя мастеру. Видимо, неслучайно. Пришло время, когда земляки-потомки захотели увидеть Хаджи-Давуда в памятнике-символе и, конечно же, создать его доверили признанному художнику и мастеру. Планов и проектов у Шарифа Шахмардановича, как говорится, громадьё. Но заветной творческой мечтой его продолжает оставаться грандиозный, символичный памятник миротворцу-просветителю для Дербента, архитектурный и духовный образ которого уже полностью вызрел в сознании и ждет своего часа для воплощения в материале.
Значение многогранного творчества нашего известного земляка для настоящего и особенно будущего трудно переоценить. Сегодня он – уникальная синтетическая фигура, органично сочетающая в себе безграничный талант и энергию художника-творца, постоянно обуреваемого жаждой работать и созидать новое, и мудрого, внимательного педагога-наставника, которого искренне любят, уважают и ценят его студенты в Санкт-Петербурге.
Вся кипучая, неутомимая деятельность Шахмарданова неизменно произрастает из безграничной сыновней любви к его малой родине, к Дагестану. Именно здесь, в этих древних молчаливых горах, в гостеприимных аулах, богатых своей уникальной историей и традициями, он продолжает черпать неиссякаемое вдохновение и внутреннюю силу. Его искусство, обращенное к вечным темам долга, памяти и подвига, служит прочным фундаментом национальной и гражданской идентичности, сплачивая многонациональный народ Дагестана и России вокруг непреходящих идеалов добра, мужества, взаимного уважения и непрерывной связи времен.