Купить PDF-версию
11:14 | 24 июня, Вт
Махачкала
X
09:12 21.12.2017

«Мастерская жизни» Тамары Мусахановой

Наида Сутаева
Выпуск - 2017 №№ 362-363
77

В эти дни в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в Махачкале развернута ретроспективная выставка работ заслуженного деятеля искусств Дагестана, заслуженного работника культуры РСФСР Тамары Мусахановой. На ней представлено более 30 произведений 1970-1980 годов из коллекции музея.

Зрителю представляется редкая возможность познакомиться с ярким искусством художницы, различными сторонами ее самобытного дарования, увидеть разнообразные скульптурные композиции, художественные панно, посуду, пр едметы прикладного искусства. Созданные в фаянсе, шамоте, глине, часто украшенные глазурью, дополненные лепными рельефами, произведения малой пластики расписывались ею чаще насыщенными цветами, а скульптура – неяркими красками мягких, пастельных оттенков.

Тамара Мусаханова (1926(?)-2014), один из крупнейших мастеров малой пластики нашей республики, родилась в Дербенте. Здесь прошло ее трудное детство. Думается, что многовековые традиции древнего города в области декоративно-прикладного искусства, его архитектура, культура многонационального населения, сохраняющего особенности своих традиций и обычаев, в значительной степени повлияли на формирование ее сознания и творчество.

Знакомство и общение с другой дагестанской художницей – скульптором Беллой Мурадовой – способствовали тому, что самым близким материалом для Тамары Нахамиевны с начала 1960-х гг. стала керамика, в которой будет создано множество ее работ. На полихромном бюстовом портрете, созданном Мурадовой в конце 1960 – начале 1970 гг., мы видим задумчивое, одухотворенное лицо молодой Мусахановой, погруженной в свой мир, быть может, обдумывающей новые творческие замыслы.

Усваивая, перерабатывая советы Беллы Мурадовой, она постоянно искала свое, не пытаясь кому-либо подражать, имитировать «большой стиль» в малых вещах. По своей форме ей была наиболее близка народная игрушка, особенно балхарская.

Основные, главные темы в творчестве художницы, проходящие сквозной нитью через всю ее жизнь, – семья, труд и праздник, отраженные не только в круглой скульптуре, но и в произведениях прикладного искусства – декоративных тарелках, вазах, панно, создаваемых с большим мастерством, фантазией и вкусом. Нельзя не отметить способность художницы даже в незатейливых сюжетах поэтизировать действительность, подниматься над обыденностью.

Мир, отраженный в композициях Тамары Мусахановой, – это всегда мерное, несуетное течение повседневной жизни простых людей, дагестанцев – сельчан, горожан. Многие ее произведения на первый взгляд просты, незатейливы, лаконичны по форме, очень декоративны, что порой приближает их к народной игрушке. Но это именно то, к чему она стремилась – максимальной выразительности, освобождению от всего лишнего, наносного в соединении с мастерской передачей каждой детали.

Зритель попадает под огромное обаяние ее композиций с их житейскими сюжетами, персонажами, часто одетыми в колоритные национальные костюмы, иногда с включением изображений домашних животных, элементов природы, что придает ее работам большую теплоту. Мать, купающая в тазу ребенка, горская семейная пара, застывшая перед объективом («У фотографа»), кубачинец, передающий сыну секреты мастерства ювелирного искусства, или почти монументальные фигуры горца и горянок в национальных костюмах с дарами природы, гордые в осознании значимости предстоящей поездки в Москву («В Москву на Олимпиаду»).

Стараясь не «вариться в собственном соку», Мусаханова активно участвовала в различных выставках – республиканских, региональных, всесоюзных, зарубежных. Знакомство с ее работами всегда вызывало искреннее восхищение зрителей и критики, профессиональных искусствоведов.

Патимат Саидовна Гамзатова писала: «Поэтический язык Тамары Мусахановой передает то, что волнует художницу. А это прежде всего гармоничные отношения людей между собой и их связи с природой…». Наталья Денисова в каталоге к ее персональной выставке (последняя из которых прошла в нашей стране в 1990 г. в Москве) в выставочном зале Союза художников РСФСР писала: «Она умеет в композициях чисто бытового жанра уловить неповторимое очарование сиюминутного, но извечно текущего процесса жизни и заставляет остановиться мгновение, достойное быть запечатленным в искусстве».

По окончании выставки в Москве в 1990 г. несколько ее работ было куплено Третьяковской галереей. В том же году художница уехала на постоянное жительство в Израиль. Более 20 лет она жила в городе Хайфе, работала, участвовала в выставках, стала членом Союза художников Израиля.

В августе этого года Дербентский музей мировых культур и религий совместно с ДМИИ им. П.С. Гамзатовой организовал ретроспективную выставку, которая прошла с большим успехом. И вот теперь ее работы в Махачкале.

Статьи из «Выставки»

Краски нашей Родины

12
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

16
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

30
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

34
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

91
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

36
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...