«Мастерская жизни» Тамары Мусахановой
В эти дни в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в Махачкале развернута ретроспективная выставка работ заслуженного деятеля искусств Дагестана, заслуженного работника культуры РСФСР Тамары Мусахановой. На ней представлено более 30 произведений 1970-1980 годов из коллекции музея.
Зрителю представляется редкая возможность познакомиться с ярким искусством художницы, различными сторонами ее самобытного дарования, увидеть разнообразные скульптурные композиции, художественные панно, посуду, пр едметы прикладного искусства. Созданные в фаянсе, шамоте, глине, часто украшенные глазурью, дополненные лепными рельефами, произведения малой пластики расписывались ею чаще насыщенными цветами, а скульптура – неяркими красками мягких, пастельных оттенков.
Тамара Мусаханова (1926(?)-2014), один из крупнейших мастеров малой пластики нашей республики, родилась в Дербенте. Здесь прошло ее трудное детство. Думается, что многовековые традиции древнего города в области декоративно-прикладного искусства, его архитектура, культура многонационального населения, сохраняющего особенности своих традиций и обычаев, в значительной степени повлияли на формирование ее сознания и творчество.
Знакомство и общение с другой дагестанской художницей – скульптором Беллой Мурадовой – способствовали тому, что самым близким материалом для Тамары Нахамиевны с начала 1960-х гг. стала керамика, в которой будет создано множество ее работ. На полихромном бюстовом портрете, созданном Мурадовой в конце 1960 – начале 1970 гг., мы видим задумчивое, одухотворенное лицо молодой Мусахановой, погруженной в свой мир, быть может, обдумывающей новые творческие замыслы.
Усваивая, перерабатывая советы Беллы Мурадовой, она постоянно искала свое, не пытаясь кому-либо подражать, имитировать «большой стиль» в малых вещах. По своей форме ей была наиболее близка народная игрушка, особенно балхарская.
Основные, главные темы в творчестве художницы, проходящие сквозной нитью через всю ее жизнь, – семья, труд и праздник, отраженные не только в круглой скульптуре, но и в произведениях прикладного искусства – декоративных тарелках, вазах, панно, создаваемых с большим мастерством, фантазией и вкусом. Нельзя не отметить способность художницы даже в незатейливых сюжетах поэтизировать действительность, подниматься над обыденностью.
Мир, отраженный в композициях Тамары Мусахановой, – это всегда мерное, несуетное течение повседневной жизни простых людей, дагестанцев – сельчан, горожан. Многие ее произведения на первый взгляд просты, незатейливы, лаконичны по форме, очень декоративны, что порой приближает их к народной игрушке. Но это именно то, к чему она стремилась – максимальной выразительности, освобождению от всего лишнего, наносного в соединении с мастерской передачей каждой детали.
Зритель попадает под огромное обаяние ее композиций с их житейскими сюжетами, персонажами, часто одетыми в колоритные национальные костюмы, иногда с включением изображений домашних животных, элементов природы, что придает ее работам большую теплоту. Мать, купающая в тазу ребенка, горская семейная пара, застывшая перед объективом («У фотографа»), кубачинец, передающий сыну секреты мастерства ювелирного искусства, или почти монументальные фигуры горца и горянок в национальных костюмах с дарами природы, гордые в осознании значимости предстоящей поездки в Москву («В Москву на Олимпиаду»).
Стараясь не «вариться в собственном соку», Мусаханова активно участвовала в различных выставках – республиканских, региональных, всесоюзных, зарубежных. Знакомство с ее работами всегда вызывало искреннее восхищение зрителей и критики, профессиональных искусствоведов.
Патимат Саидовна Гамзатова писала: «Поэтический язык Тамары Мусахановой передает то, что волнует художницу. А это прежде всего гармоничные отношения людей между собой и их связи с природой…». Наталья Денисова в каталоге к ее персональной выставке (последняя из которых прошла в нашей стране в 1990 г. в Москве) в выставочном зале Союза художников РСФСР писала: «Она умеет в композициях чисто бытового жанра уловить неповторимое очарование сиюминутного, но извечно текущего процесса жизни и заставляет остановиться мгновение, достойное быть запечатленным в искусстве».
По окончании выставки в Москве в 1990 г. несколько ее работ было куплено Третьяковской галереей. В том же году художница уехала на постоянное жительство в Израиль. Более 20 лет она жила в городе Хайфе, работала, участвовала в выставках, стала членом Союза художников Израиля.
В августе этого года Дербентский музей мировых культур и религий совместно с ДМИИ им. П.С. Гамзатовой организовал ретроспективную выставку, которая прошла с большим успехом. И вот теперь ее работы в Махачкале.