X
09:12 23.11.2018

Мать выше папахи

Расул Магомедов, доктор исторических наук, профессор
Выпуск - 2018 №№ 304-305
265

У дагестанских народов есть немало пословиц и поговорок, раскрывающих роль женщины-матери в семье. Наладить общую жизнь двух людей, живших до этого порознь самостоятельно, – такая задача требует обоюдных усилий, обоюдного желания. При этом им приходится решать множество проблем, начиная с создания хозяйства – источника их существования. Тут, по общему мнению, убедительнее всего проявляются качества обоих, что определяет будущее семьи.

«Пчела и муха не сработаются в одной колоде». Да, если один постоянно несет в дом, как пчела в улей, а другой умеет только жужжать, как муха, то результат их усилий, скорее всего, будет нулевым.

«Если две головы согласны, а четыре руки работают – дом наполнится». Тут все ясно без пояснений. Мне кажется даже, что, кроме чисто «информативного» смысла, здесь передан какой-то заряд молодого оптимизма: двое начинают с нуля, но зато у них много решимости, а впереди – целая жизнь. Нет сомнения, что это путь большинства – потому-то мы, потомки, и живем сегодня на земле.

Согласие, взаимопонимание определяли судьбу и будущее семьи. «Когда начинают «твое-мое» говорить, дом дает трещину» – и это относится не только к вещам, имуществу, но и к обязанностям по дому, к обоюдным затратам труда и вкладу в общее дело. «Из риса получаются и плов, и упреки» – значит, не нужно любое домашнее дело подавать как «благодеяние», попрекая им остальных. Но если одна сделала дело, а другой, пользуясь ее трудами, лишь отыскивает в них недостатки – такого рода критика вместо необходимой помощи выглядит некрасиво. Столь же вредно нарушать исконное распределение домашних обязанностей даже под предлогом выяснения «кто в доме главный»: «Если скупой муж проверять начнет – жена воровать начнет». Как бы «в пару» этой пословице есть другая, дополняющая ее: «Щедрому мужу лучше иметь скупую жену» (есть близкий вариант: «В семье лучше, если муж щедрый, а жена скупая»). Ведь именно муж представляет свою семью в обществе, перед земляками – тогда жена должна держать в своих руках ресурсы семьи. Каждому – свое.

Женщина-мать во все эпохи оставалась хранительницей огня в семейном очаге. Стоило ему потухнуть, как семья разорялась. Это осознавалось главой семьи и детьми, а поэтому к матери относились сверхбережно.

По словам цунтинок и цумадинок, их мужья очень нежно относятся к ним, советуются и дорожат их мнением. Гимринцы вообще своих женщин не допускают к грубой и тяжелой работе.

Образ любящей матери всегда был основным для детей. Дагестан не знает случая, чтобы дети допустили глумление над матерью, да и вообще они приучались с благоговением относиться ко всем женщинам. Идеальная горская женщина в понимании дагестанца – строгая по нраву, целомудренная, честная и чистая по отношению к своему семейному очагу, родственникам.

Горянка, действительно, много трудилась и дома, и в хозяйстве, но никогда не теряла достоинства. В ней воплощались не только трудолюбие, но и мужество, бесстрашие. Она вместе с детьми приходила на помощь мужу и братьям в борьбе с завоевателями, за правое дело. Только она могла разнять кровников. Кто мог взять под свое покровительство и защитить обиженного и преследуемого? Опять же женщина-горянка. Никакое лишение, наказание и тем более убийство не могло совершиться в присутствии женщины, а она по законам адата считалась неприкосновенной. Посмотрите в кодекс дагестанских адатов, там большинство статей стерегут честь женщины. Как можно говорить после этого, что женщина в горах раболепствовала, была бесправной, не имела голоса? Это совершенно не так. Дагестанские женщины никогда не прятали лица от мужчин, и нельзя считать случайной распространенную в горах поговорку: «Мать выше папахи», а ведь папаха горца – это символ мужской чести, достоинства.

На первый взгляд ответ о ролях и главенстве в семье предрешен. Ведь в Дагестане патриархат установился еще в бронзовом веке. Отражено это и в фольклоре: «Ребенка учи с младенчества, жену – со дня свадьбы» – понятно, что в роли учителя тут отец и муж. Но дело идет, видимо, с переменным успехом – иначе не появилась бы пословица: «Не верь теплу зимы, смеху жены и улыбке хана». Другая пословица: «Муж не станет бить жену, если сама жена не даст ему палку» – смысл ее, как и сама палка, «о двух концах». С одной стороны, вроде бы конфликта не будет, если жена сама не подаст к тому повода, с другой – если жена не хочет неприятностей, то она не должна попустительствовать, поддаваться произволу мужа… Все это как-то мало похоже на представление о деспотической власти мужа в семье.

А вот еще несколько народных оценок: «Характер мужа жена крадет» – иными словами, она как бы может незаметно лишить мужа индивидуальности, его личной воли и т.п. Это преувеличение? Но вот другая пословица: «Муж, сваленный женой, не встанет». А вот еще одна: «Жены и возвышают, и унижают своих мужей». На таком глубинном, элементарном уровне народ обычно дает безошибочные оценки. С другой стороны, все эти свидетельства о могущественной власти женщины – хозяйки дома – исходят из недр горского общества, где престиж и приоритет мужчины издревле и доныне относится к главным характерным чертам общественного сознания, традиционной этики. Нет ли здесь явного противоречия? Как все это объяснить?

На мой взгляд, все встанет на место, если мы разделим «сферы господства» мужского и женского. Границы их – стены дома. Снаружи этих стен общество с его адатными нормами и т. п. – здесь, конечно же, авторитет мужчины непререкаем. Но внутри этих стен властвует хозяйка дома. Конечно, перед лицом адата хозяин дома – муж, глава семьи. Но в чем это проявляется? Только в общественных отношениях и делах. Реальные действия по поддержанию жизни в доме, распоряжение его ресурсами – в руках хозяйки. Как тут не вспомнить другую пословицу: «Хозяин лошади – тот, кто на ней, а шубы – тот, кто в ней», – кому бы эти лошадь и шуба формально ни принадлежали. Это дает хозяйке множество реальных путей, прямых и косвенных, для влияния на дела семьи, на настроение, на мысли всех ее членов, включая хозяина дома.

Добавлю для сравнения: в любом учебнике биологии можно прочесть о том, как среда формирует индивидуума. Дом – это самая близкая и глубинная среда для его обитателей. А кто же формирует саму эту среду? Хозяйка дома. Конечно, господствуя в стенах своего дома, она свободно выходит и за его пределы, здесь бывают моменты, когда ее поступки и слова могут серьезно повлиять на репутацию ее мужа – воистину и возвысить, и унизить его.

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

224
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...