Мечта, ставшая реальностью


Новый 2016 год известный в стране музыкант-композитор, народный артист СССР, профессор, чьи произведения выпущены на компакт-дисках (CD) в США, ФРГ, Италии, Мурад Кажлаев встречает 85-летием со дня рождения и 65-летием творческой деятельности. Эти две почтенные даты в Дагестане будут отмечены своеобразным музыкальным фестивалем на концертных площадках Махачкалы, который пройдет под знаком творческой звезды Мурада Магомедовича, взошедшей на небосклоне культурной жизни в далеком январе 1950 года.
Учился он в специальной Бакинской школе-десятилетке в группе одаренных детей по классу скрипки, окончил ее по классу фортепиано, а завершил музыкальное образование в классе композиции Азербайджанской государственной консерватории. Вышел на большую сцену в Баку двадцатилетним музыкантом, утвердившись в мире музыки на долгие десятилетия, получая международные премии, знаки отличия, среди которых Золотая звезда РАЕН РФ, государственные награды России – ордена «За заслуги перед Отечеством» двух степеней, Франции – награда сената, редкий знак отличия «Рыцарь искусства», которым отмечены всего три человека в стране, в числе которых наш земляк – композитор Мурад Кажлаев.
Вообще-то наград у Мурада Магомедовича за творческие достижения большой список. Им написаны 400 произведений разных жанров: симфония «Дагестан», «Африканский» концерт для джаз-оркестра, три балета, мюзиклы, романсы, музыка к спектаклям, цирковым представлениям, к 42 кинофильмам российских и зарубежных студий…
Но М.Кажлаев – не затворник-одиночка, предпочитающий творить в тиши кабинета, где только он, нотный лист и фортепиано. Вовсе нет. Мурад Магомедович более 20 лет профессор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.Рахманинова, выпустивший в «большую» музыку немало своих учеников. 20 лет он возглавлял Академический Большой концертный оркестр Гостелерадио, придя в самый сложный для него период. В его бытность дирижером знаменитого музыкального коллектива оркестр удостоился титула «академический», дважды получил Гран-при Кореи и особые отличия за пропаганду шедевров отечественной музыки. И как бы заключительным аккордом его организаторского таланта стала Школа искусств для особо одаренных детей в Махачкале.
— Идею создания такой школы я вынашивал не одно десятилетие. А родилась она в период моего первого посещения США в 1964 году, – начал свой рассказ Мурад Магомедович. – В Филадельфии русскоговорящий гражданин пригласил меня посмотреть школу для одаренных детей, которой он руководил. Это был благообразный, уютный особнячок, куда ходили дети небедных родителей обучаться различным видам искусств. Сколько там было разных отделений, не берусь сказать, но больше, чем сейчас у нас. В филадельфийской школе меня поразила сама идея готовить детей для углубленного изучения выбранной дисциплины, чтобы по окончании школы её воспитанники могли поступить в музыкальную академию. Виктор Бобин, так звали нашего соотечественника, руководитель этой частной школы, «испортил» мне жизнь. С тех пор я мечтал о такой школе. Но было время музыкальных школ советского типа, и я понимал, что ломать заведенный порядок с другой методикой обучения, другими представлениями о программе школы и значительном, более масштабном обучении разным видам искусств – затея сложная.
Фото Юрия Иванова
Когда же настало перестроечное время, я стал собирать деньги на осуществление моей мечты. Я тогда писал много музыки для кино, зарабатывал приличные деньги и мог позволить себе такие накопления. Ездил по Махачкале, присматривал небольшие дома, чтобы купить для школы. Но тут подоспел дефолт, накопленные мною деньги обесценились, моя идея опрокинулась. Тогда понял, что без помощи властей не обойтись.
Никакого дома мне городские власти не дали, но я согласился на участок земли. Думал, возьму я его, найду спонсоров, они помогут построить школу. Да не тут-то было. Спонсоров не нашлось. Каждый спасал себя тогда, как мог.
Но через годы я своей идеей «заразил» тогдашнего руководителя республики Муху Гимбатовича Алиева. Он помог приобрести помещения в многоэтажном доме. Это был «скелет» школы. Опущу все подробности мук переделок, отделки помещений, приспосабливания их для школы искусств, приобретения оборудования… И хотя школа работает с 2010 года, до сих пор мы коллективом достраиваем, дооборудуем, модернизируем, приспосабливаем… Работа нескончаемая. Помогают друзья, которым я в свое время помогал.
— Как проходит отбор детей для обучения в школе? Это действительно особо одаренные ребятишки?
— Это непростой процесс. Поначалу мы берем почти всех, кого приводят родители. Мы еще не знаем задатков их детей. Родители просто хотят, чтобы дети учились у нас. Мы берем детей, как говорят, «с улицы», с которыми трудно работать, но берем и ребятишек с 4 лет. Три года они приобщаются к стилю школы, умению вести себя в предлагаемых обстоятельствах. Слушают музыку. Разную. Она звучит не только на спецзанятиях, но и во время занятий лепкой, ритмикой, пластикой движений… Дети учат английский язык без особых грамматических сложностей. В этом возрасте они хорошо усваивают другой язык. Педагоги присматриваются к детям, выявляют их наклонности. В 7 лет они становятся первоклассниками. Бывает и отсев. В беседе с родителями мы предлагаем занять таких ребят согласно их задаткам, которые через год-два проявляются зримее. Но и те, с кем расстаемся, уходят от нас с полученными понятиями об этике поведения, хороших манерах, умении общаться, слушать музыку и так далее.
Бывают дети способные, но не желающие заниматься. К таким нужен индивидуальный подход. Есть детки, которые «живут» музыкой, есть такие, которые лоботрясничают, а в нужный момент соберутся и сделают так, что приятно удивляешься. Например, наш Даник Шабанов имеет роскошный голос, но мальчик очень шаловливый. С ним интересно работать, но ответственно.
Наши педагоги Татьяна Строцкая, Людмила Никита, Диляра Салихова, Индира Зайдиева и другие не только обучают детей спецдисциплине, но и воспитывают их гармонично развитыми людьми. И очень приятно, что наши дети выступали на Олимпиаде в Сочи, в Крыму, Санкт-Петербурге, Москве, получали награды, а мы слышали удивление организаторов концертов с оценками: самые лучшие дети по поведению, дисциплине, ответственности.
Вот теперь хочу представить наш школьный ансамбль «Гуниб» московским музыкантам, зрителям. Готовим программу для выступления.
— «Гуниб» – это память о самом первом, организованном Вами ансамбле?
— Да. Это уже восьмой состав ансамбля. Теперь детский. Кстати, тот первый «Гуниб» приехал в мои юбилейные дни в Махачкалу с концертом. Теперь ансамбль называется «Гая», руководит им Рауф Бабаев, солист первого состава «Гуниба». В наш школьный «Гуниб», знаете, как дети стремятся! Это радует. Мы воспитываем в них целеустремленность.
Школа Мурада Кажлаева еще не имеет выпускников, но ее учащиеся уже отмечены наградами конкурсов, в том числе международных. Процесс обучения здесь одобрен многими знаменитыми музыкантами и организаторами музыкального образования, гостями школы, в том числе зарубежными.
Во время нашей беседы в кабинете Мурада Магомедовича непрестанно раздавались телефонные звонки. Коллеги, бывшие ученики, друзья поздравляли маэстро с Новым годом и почтенной датой его рождения. Звонили не домой, а на работу, зная его неуемный характер. А друзей у него великое множество, о чем свидетельствует галерея портретов в его кабинете тех, с кем М. Кажлаев работал, дружил. Среди них Галина Уланова, Арам Хачатурян, Юрий Силантьев, Махмуд Эсембаев, Мишель Легран, Дмитрий Шостакович, Арно Бабаджанян, Святослав Рихтер, артисты кино, знаменитые джазисты… Пока Мурад Магомедович любезно отвечал на звонки, я, скользя взглядом вокруг, явственно ощущала, как все здесь пропитано духом творческого обаяния и современной профессиональной деловитостью, которая тут же была подтверждена сказанными при расставании словами: «Я планирую открыть еще класс музыкального компьютизирования. Это очень сейчас важно».
Статьи из «Культура»
Народный соловей

Ноябрина, Нонна

Воин и писатель

На службе Отечеству

Когда поёт Месей

Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело
