Купить PDF-версию
17:23 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
05:42 27.03.2012

Мечта, ставшая реальностью

Айшат Курбанова - заслуженная артистка РСФСР, проработала в родном Аварском театре более 40 лет и сыграла много самых разных ролей. Ее героини - образы острохарактерные, сатирические, комические и драматические. В одних спектаклях она играла эпизодические роли, в других - ведущие, весьма ответственные. Но какие бы роли она ни играла, ее героини запоминались ярко выраженной индивидуальностью, невыдуманной правдивостью, глубокой колоритностью.

Айшат Курбанова не боялась быть некрасивой на сцене, чтобы добиться достоверности, она могла сделать и уродующий грим, и одеться в несуразный костюм, и изменить походку, интонацию, осанку, пластику. В спектакле «Без вины виноватые» А. Островского она создала такой убедительный образ безобразной, полусумасшедшей Галчихи, что трудно было поверить, что совсем недавно она с успехом выступала в роли совсем молодой, симпатичной горянки Умайганат из драмы Г.Цадасы «Айдемир и Умайганат».

Разноплановые роли не смущали молодую актрису, а закаляли и развивали ее талант, раскрывали новые стороны актерского дарования. Мечта маленькой, застенчивой девочки из Ругуджа сбылась. Она стала полноправным членом актерской семьи Аварского театра, куда пришла в далеком 1937 году вопреки запрету брата, страшно волнуясь, что не возьмут. Но поверили и взяли, потому что в ее первых неумелых показах увидели скрытый талант, который раскрывался от спектакля к спектаклю.

Много лет выходила Айшат Курбанова и в спектакле «Молла Насрутдин» М. Курбанова в роли вдовушки Заза-Бика. Ее характер, манеры, образ жизни и моральный облик создавались актрисой выпукло и подчеркнуто остро. «Когда Айшат появлялась на сцене, зрители долго и бурно аплодировали. Ее истерический смех, манера говорить, спесивое и надменное поведение — все это подчеркивало сущность образа», — писал в книге «Мой театр» М. Абдулхаликов (исполнитель роли Молла Насрутдина).

В спектакле по пьесе Г.Залова «Вдохновенная певица» Айшат Курбанова играла роль матери певицы Анхил Марин, которую преследовали власти за ее социально злободневные, сатирические песни и стихи. 

С годами растет мастерство актрисы, ей присваивается почетное звание заслуженной артистки ДАССР. Она выступает и в комедийных, и в драматических образах пьес русской, западной и национальной драматургии — «Голос Америки» Б.Лавренева, «Свадьба с приданым» А. Дьяконова, «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Али с гор» 3. Алиханова, «Горцы» Р. Фатуева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Аршин-мал-алан» У. Гаджибекова и др. С неподражаемым юмором и изобретательностью играла она роль веселой, жизнерадостной вдовушки в «Аршин-мал-алане». И с неменьшим мастерством раскрывала надменность, высокомерие и жестокость леди Мильфорд, ни во что не ставящей человеческое достоинство других.

В 50-е годы А. Курбанова была удостоена высокого звания «Народный артист ДАССР», в 60-е – получила звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Негритянка Доротти из пьесы «Голос Америки» Б. Лавренева, взбалмошная Марселинга, Анастасия Ефремовна «В добрый час» В. Розова. В каждой из своих героинь актриса раскрывала тонко и убедительно те главные черты характера, которые выделяли ее среди других, обрамляла многими мелкими штришками, придающими образу сочность, глубину, естественность и полноту жизни.

Одной из последних работ Айшат Курбановой была роль тещи Леонардо в «Кровавой свадьбе» Г. Лорки. Надо добавить, что в этом спектакле А. Курбанова играла и роль Смерти. Артистка не переливала через край испанские страсти. Она весьма сдержанна, зритель понимает, как глубоко актриса проникла в существо событий и характеров. Эти две разные по темпераменту, по своей содержательной сути, по сдержанной гамме красок работы органично вписывались в ансамбль, запоминались своей некрикливой образно-выразительной палитрой и продуманностью.

Айшат Курбанова оставила глубокий след в творческой жизни Аварского театра и осталась в памяти зрителей как одна из любимых актрис, вписавшая свою неповторимую строку в историю формирования и развития национального сценического искусства Дагестана. 

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

21
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...