X
07:17 22.11.2008

Мекка театрального искусства

В Махачкале открылся Фестиваль государственных театров республики, организованный Министерством культуры РД, Союзом театральных деятелей РД при содействии Союза театральных деятелей РФ.

Он продлится до 28 ноября, и в заключительный день будет определен лучший театр, который примет участие в фестивале национальных театров «Сцены без границ» во Владикавказе в апреле 2009 г.

Но это не единственная награда, подготовленная оргкомитетом фестиваля. Здесь будут определены победители в номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская и женская роль 2-го плана», «Лучшая сценография». А номинанты за лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль отправятся в творческую командировку в Москву на конкурс «Золотая маска». Предусмотрено также вручение и других наград, учрежденных прессой, спонсорами и гостями.

Стартовал фестиваль в Аварском музыкально-драматическом театре им. Г. Цадасы. В его открытии приняли участие представители общественности, критики. Председатель Союза театральных деятелей РД А. Айгумов сказал, что впервые фестиваль театров был проведен в нашей республике в 50-х годах прошлого столетия. С тех пор он собирает зрителей один раз в два года. Наряду с московскими критиками Геннадием Бирюковым и Ольгой Дубинской, оценивать работу театров будут и дагестанские театроведы: Гулизар Султанова, Заира Ахаева и Камал Курбанов.

Главный режиссер Государственного республиканского русского драматического театра им. М. Горького С. Тулпаров отмечает важность происходящего:  «Наш фестиваль уникален тем, что объединяет национальные театры. Дагестан должен превратиться в Мекку театрального искусства».

Открыла фестиваль труппа Аварского театра спектаклем «Завещание» драматурга З. Атаевой (режиссер С. Иманголов). В нем задействованы три поколения актеров, действие происходит в наши дни в одном из высокогорных аулов. Спектакль поднимает проблемы взаимоотношения отцов и детей, нравственного воспитания подростков, соблюдения моральных и этических норм молодыми людьми.

После каждого спектакля критики, театроведы встречаются с руководством театра, его актерами, для того чтобы обсудить увиденное, попытаться определить роль и место театра сегодня.

– Спектакль рождался в зале. Я давно не видел столько зрителей. Мне приходится часто ездить по стране, посещать многие театры. К сожалению, констатирую такой факт: залы театров полупусты, а зрители в основном — женщины. Здесь же, в Дагестане, — аншлаг. Более того, в зале много молодежи и представителей сильного пола, – говорил критик из Москвы Геннадий Бирюков. – Театр своей постановкой попал в болевые точки общества. Он отвечает глубинным пониманиям нравственности, востребован зрителем.

— На всем протяжении действа спектакля я все больше убеждалась в том, что театр на своем месте, – констатировала Ольга Дубинская, коллега Г. Бирюкова. – Что это значит? То, что мы видели на сцене, понятно и близко каждому из нас, в спектакле нет риторических вопросов. Он просто еще раз предлагает зрителю посмотреть на себя со стороны, что-то изменить в себе в лучшую сторону. В спектакле подняты актуальные для Кавказа темы. 

Московские критики подчеркнули хорошую игру актеров. По их мнению, театр мало оставляет места для их игры. «Этот театр относится к тем, где нет плохих актеров», — говорили театроведы. Были отмечены и декорации, их насыщенность цветом, масштабность, которая, несомненно, впечатляет. Критики пожелали театру смелее внедрять передовые формы театрального искусства.

Дагестанские театроведы Заира Ахаева, Камал Курбанов также дали высокую оценку спектаклю. Гулизар Султанова отметила особую роль дагестанского зрителя:

– Аварский зритель открыт, мы все видели, как зал реагировал на действо, происходящее на сцене, бурно выражал свою точку зрения. Такое поведение стимулирует игру актеров.

Статьи из «Культура»

Природа вещей и красок

9
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

16
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Три условия успешного спектакля

12
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

21
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

9
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

13
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...

Какого цвета Дагестан?

67
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

92
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

42
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

20
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

16
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...