Метафизика чувств
Сефижат Керимова (на снимке) признаётся, что относит себя в большей степени к реалистам в искусстве. Но вряд ли ее творчество поддается однозначному определению. Скорее, она в поиске формы и содержания. И это идет ей на пользу.
К артины Сефижат покоряют то прозрачными импрессионистскими мазками с промежуточными оттенками, то ярко выраженными контрастными цветами, совершенно необычными. И возникает вопрос, где же она подглядела третьим глазом Шивы таинственный мир символизма, уводящий воображение в пространственные дали?
Жизнь красок
Она создаёт композиции, манящие чем-то неуловимым, далеким и близким. Берется за кисть, чтобы запечатлеть время, события, людей – разных и непохожих. Для Сефижат творчество так же естественно, как дышать, ощущая себя частью мира, с юности зауженного и расширяющегося по мере взросления.
Она замечает, что творчество органично вошло в ее жизнь. Детство и юность прошли в Коркмаскале, куда отправили по службе отца – военнослужащего. «Три года мне было. Что я помню? Жаркое лето, много гостей в доме, коркмаскалинцев, живущих одной семьей, теплой, всё понимающей, готовой подставить плечо. Семья наша табасаранская, у нас в крови чувство родства, когда у ближнего круга нет границ, а сердце готово открыться каждому, кто так нуждается в тепле, добром слове», – делится Сефижат.
Ей всегда казалось, что жизнь соткана из обилия света, радужных красок природы, ожидания счастья. Мама, художник-педагог, в свое время окончила Избербашское педучилище, преподавала живопись в школе искусств в Коркмаскале. Она внимательно отнеслась к детским рисункам-мыслям дочери, направляя, советуя, на что в первую очередь надо обращать внимание, создавая эскизы, будущие композиции. И после школы предложила поступать в ДХУ им. Джемала на отделение живописи.
– Моя сестра – экономист. А маме так хотелось, чтобы я продолжила художническую стезю и, как и она, стала педагогом. Очень уж ей нравилось работать с учениками, втолковывая сельским ребятишкам, что же такое искусство и как разбираться в нем, познавая любовь к прекрасному.
Художественное училище, по мнению Сефижат, позволило ей не только научиться конструктивно мыслить, но и последовательно осваивать законы композиции, рисунка. Как логическое следствие – продолжение учебы на худграфе ДГПУ. Уже на этапе бакалавриата она поняла, что ей хочется чего-то большего, и перевелась на специалитет, где вместе с глубокими знаниями приобретается опыт. Так твоя подкорка, скапливая знания и эмоции, дает простор творчеству, возможность выражать себя на холсте.
– Мой учитель Абдулзагир Бозгитович – гуру. Его педагогика движет мыслительным процессом, рождая мысли о погружении в метафизику чувств, первоначальной природы, реальности мира и бытия. Однажды, нечаянно подслушав его диалог со студентом, я услышала, как он учил его мыслительному процессу: «Если любишь, то кричи на весь мир». Объяснял, что главное, а что второстепенное в творческом процессе, когда мысль опережает сознание, давая пищу воображению.
Живопись, графика…
Художница избирательна в выборе манеры, в которой ей комфортно. Живопись не ограничивает в цвете и достигает эффекта красочной палитрой в изображении образов. В графике же художник остается наедине с черно-белой гаммой, где предмет сочетается с пространством.
– Графика близка к живописи, достигая художественного образа за счет зрительного восприятия. Здесь роль цвета хоть и отходит на второй план, но тем сложнее добиться эффекта. Она выразительна по своей сути и в силу простых средств – контраст, линия, пятно. И не так проста, как кажется на первый взгляд. Здесь и классическая сдержанность, и поле для экспериментов со смешанными техниками, чтобы максимально раскрыть возможности художника с помощью подручных материалов, – рассказывает Сефижат.
Она охотно экспериментирует как с современными красками, так и с теми, которыми пользовались мастера живописи в древние века. «Картины, написанные маслом, со временем тускнеют и темнеют, а темпера сохраняет яркость и насыщенность цветов. Краски ложатся тонким слоем, создавая новые оттенки», – делится художница.
Уникальность этой техники заключается в нанесении тончайших просвечивающих слоев, благодаря чему достигаются объем и гармония цвета. Ее композиции наполнены весенними красками живой природы, в них каждая, даже самая мельчайшая деталь занимает свое обозначенное место.
Отображая городскую жизнь, она пристрастна. И даже в городском пейзаже просматривается характерный архитектурный горский стиль, когда крыша дома служит двором соседа. В этом она видит философскую предназначенность исконных дагестанцев, не умеющих жить по-другому.
Светотень
Синева неба отражает мир горного села с узкими улочками. Так, в работе «Кубачи» светотень играет, ведя светлыми пятнами-бликами по таинственному кубачинскому миру, в котором множество легенд и преданий, уникальных, загадочных украшений, персонажей притч и сказочных сюжетов.
Очаровательный приморский город Айвалык. Окруженный живописными островами, он словно настоящий кусочек Греции, сохранивший множество образцов греческой архитектуры XIX века. И полон романтических улочек, старых каменных домов. Цветовые принты художника как будто переносят в прошлое, сохраняя наивность древних одноэтажных построек, величие куполов мечетей, неизъяснимую прелесть старинных дворцов «великолепного века».
Еще одна работа – «Без названия». Безлюдный город, из которого ушла жизнь. Высохшее дерево, с его высоты обозреваются дома с окнами-бойницами. Кажется, оставшиеся жители прячутся за толстыми стенами, смирившись со своей судьбой. А вот махачкалинский маяк – словно олицетворение старой-новой столицы. Почти два столетия он освещает путь кораблям – еще с тех времен, когда на месте города располагались Петровская крепость и первый маяк, получивший незамысловатое название Петровский. Удивительно, но и сегодня он органично располагается в центре столицы на фоне современных построек со стеклопакетами, виноградников и еще не срубленных тополей.
«Был такой город» – удивительная по своей наивности картина. О времени, когда люди перемещались на повозках и жизнь текла размеренно, тихо. Художница остается верной себе в милой детализации, в которой таится ее душа, сердце, любящее свою родину, своих земляков, свой ближний круг.
О будущем
Участие в выставочной деятельности Сефижат Керимовой, может, и не такое громкое, как у иных. Художница не намерена выдавать свои картины на-гора, словно блогеры-художники, и персональную выставку не планирует раньше чем через три года. Но уже замечена на Всероссийской художественной выставке «Россия». Ее работы экспонировались на молодежной выставке в Москве в Новой Третьяковке.
Когда я спросила, о чем она мечтает, Сефижат, не задумываясь, ответила: «Чтобы отец поскорее вернулся с СВО. Мы очень скучаем без него. Ушел добровольцем».