Мифология и реальность
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой проходит выставка графики члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора живописи Абдулзагира Мусаева и девяти его учеников – выпускников художественно-графического факультета ДГПУ.
«Мифология графики» – такое название носит экспозиция, подготовка к которой шла довольно долго. Проект приурочен к юбилею мастера и должен был состояться еще в прошлом году параллельно с выставкой его живописных работ. Тогда, весной 2022 года, были представлены работы Абдулзагира Мусаева, сценография, монументальное искусство и небольшой объём графики. Сделать отдельную графическую экспозицию и привлечь в Год педагога и наставника, объявленного в России, учеников мастера было идеей директора музея Салихат Расуловны Гамзатовой.
Вернисаж собрал известных деятелей культуры, давно работающих вместе с Мусаевым. Было сказано много хороших слов в адрес педагога. Как заметила министр культуры Зарема Бутаева, роль наставника трудно переоценить. Это и знания, и профессионализм, и частичка души мастера, которая, несомненно, переходит к его ученикам. Совместная выставка – большое поле для посетителей найти творческие пересечения.
Абдулзагиру Бозгитовичу удалось затронуть в душах своих воспитанников особенные струны, направить и взрастить талант, привить нравственный кодекс большого художника.
Педагогический талант Мусаева отметила Салихат Гамзатова, подчеркнув, что в его мастерской воспитывались действительно очень яркие художники, завоевавшие своё место в творческом сообществе республики.
О том интересе, который вызывает экспозиция у посетителей музея, говорили народный художник Дагестана и России Гейбат Гейбатов, помощник Главы РД Людмила Авшалумова, ректор ДГПУ Нариман Асваров, замдиректора ГТРК «Дагестан» Салам Хавчаев, заслуженный художник РФ Хайруллах Курбанов и настоятель храма Казанской иконы Божией Матери (Каспийск) Иоанн Анисимов.
Часть выставки авторства Абдулзагира Мусаева включает произведения разных временных периодов. Можно сказать, что в графике, в работе с мягкими материалами – тушью, пером – манера письма достаточно стабильна, давно устоявшаяся. Но в то же время они стилистически разные. Всё зависит от выбранной темы – художник использует разные приёмы. В результате трактовка обычного сюжета может быть очень необычной, авторской, индивидуальной.
«Его произведения всегда в простом раскрывают сложное, в неказистом – прекрасное, в частном – всеобщее. Художник имеет способность увлечься полюбившимся ему мотивом раз и навсегда, воспроизводя его в разные времена года, при различных условиях освещения, в разнообразных материалах», – пишет автор проспекта выставки, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РД Наталья Мусаева.
Асият Арслангереева, Елизавета Асхабова-Кузнецова, Инесса Гимбатова, Закарья Закарьяев, Исмаил Исмаилов, Тимур Мусаев-Каган, Наталья Савельева, Александр Сергеев, Азиз Сулейманов – почему выбор А. Мусаева пал именно на этих его воспитанников, работающих в разных жанрах? Может быть, как раз поэтому?
Александр Сергеев, куратор выставки и один из ее участников, заведующий отделом изобразительных искусств музея, отмечает:
– Абдулзагир Бозгитович, я думаю, следит за творчеством всех нас, его учеников. Он видит, кто чем сейчас занимается, у кого какие работы и сколько, исходя из возможностей выставочной площади, можно взять, чтобы в результате получилась цельная экспозиция и прослеживалась преемственность. Вместе с тем, демонстрируя школу, ему хотелось показать и индивидуальность учеников. Мы все выходим после учебы в свободное плавание, и у каждого свое направление, свой путь.
Представленные произведения – и наставника, и его подопечных – объединяет одна идея – мифологичность творчества. Как говорит Александр Сергеев, любое искусство сродни мифу. Даже фотография, казалось бы, просто фиксирующая окружающий мир вживую, и в которой, в отличие от живописи, меньше иносказаний и художественного вымысла автора, даже она есть миф. Художник, творец сам решает, что изобразить, придумывает идею, потом ее воплощает, то есть творит историю.
Выставка получилась интересная. Захватывает большой временной промежуток – произведения от 70-х годов ХХ века до сегодняшних дней. Графика учеников А. Мусаева – это и учебные работы, и более поздние, последних лет. Они могут дать пищу для размышлений не только массовому зрителю, но и профессиональным художникам, которым любопытно проследить природу творческих связей.