Мир Альберта Хаджаева
Мастер высокого класса, продолжатель лучших традиций реалистической школы живописи Альберт Хаджаев чрезвычайно требователен и строг к себе и своему творчеству. Художник тщательно изучал жизнь, досконально осваивал ремесло и неспешно, достойно шел к вершинам мастерства.
Буйнакский финансовый техникум, служба в армии, работа художником-рекламистом в кинотеатре «Темп», учеба на факультете живописи Тбилисской академии художеств и годы преподавания в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала – основные этапы его биографии. А за ними – нелегкие годы поиска себя и своего места в искусстве.
Живописные портреты, представленные в начале 80-х годов на республиканских и всесоюзных выставках уже известным и признанным педагогом-наставником, стали явлением в изобразительном искусстве. Они привлекли внимание художников, искусствоведов и любителей живописи не только углубленным проникновением в образы своих героев. Ценители прекрасного и критики отметили ритмически слаженный живописный строй полотен Альберта Хаджаева, чистый цвет и пластику его работ, рождающих образы, проникнутые особой музыкальностью, поэтичностью.
В каждом портрете художник подчеркивает значительность личности, ее неразрывную связь с родной землей, национальными традициями. Старшее поколение хорошо помнит проникновенный, тонкий образ художницы Барият. За обаятельностью молодой женщины невысказанность глубоко личных переживаний. Опечаленная чем-то женщина держит в руках зеленую ветвь. Она, как тогда отметили искусствоведы, – не трагическая фигура, есть в портрете «негромкая надежда на приход радости».
Герои его полотен – люди ищущие, с богатым внутренним миром. В портрете поэтессы Джаминат через тщательное описание окружающей среды героини художник передает ее большую внутреннюю силу, твердый характер романтической натуры. Книги, портрет любимого поэта, японское декоративное панно на заднем плане помогают зрителю понять духовные интересы героини.
И в последующих работах – «Дочь Фатима», «Невеста», «Балхарка», «Портрет балерины Тарият Капиевой» – художник остается верен себе: портреты эмоциональны, психологичны и выполнены мастерски. На одном полотне изображена очень маленькая девочка, она открыто и прямо смотрит на мир, ее будущее кажется безмятежным, но во взгляде чувствуется твердый характер. На другом холсте – балерина, горделивая, изящная и одухотворенная. Глядя на картину, ощущаешь творческую натуру танцовщицы. А в композиции «Памяти Щазы из Куркли» художник демонстрирует еще и талант пейзажиста. В этой работе горянка-поэтесса окружена безлюдными террасными полями, где гуляет прозрачный, звенящий горный воздух. Кажется, каждый сантиметр холста дышит тревогой и безответной любовью.
В портрете «Имам Шамиль» еще больше драматизма. По признанию историков и искусствоведов, это один из лучших художественных образов руководителя горцев. Перед нами – воин и реформатор, религиозный деятель и создатель уникального государства. Художнику удалось передать в этом портрете мудрость, мужество и беспримерную смелость имама.
Натюрморт в творчестве Альберта Хаджаева занимает особое место. Философское осмысление предметного мира увлекает художника. Он ищет точный живописный образ каждого предмета, его прозрачные мазки аккуратно ложатся на поверхность холста, и под кистью мастера «мертвая натура» оживает. Выполненные в совершенной технике картины «Старая медь» или «Торжественный натюрморт» завораживают необъяснимой магией. Автор приглашает нас полюбоваться красотой и совершенством форм и красок старинных предметов быта. Благодаря высокому мастерству художника в его работах достигается музыкальное звучание металла, дерева или тканей.
Альберт Хаджаев – художник многогранный. Его имя хорошо известно и среди российских графиков. Художником оформлено более 200 книг дагестанских, российских и зарубежных авторов. Среди них «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Мир вам» Ю. Хаппалаева, «Вечная Мечта» М.-З. Аминова, «Цена любви» Г.-Б. Багандова – книги, отмеченные дипломами всесоюзных и всероссийских выставок за высокий профессионализм и оригинальность. Он нашел ключ к творчеству разных по стилю и мировоззрению поэтов.
Преподавательская работа А. Захаровича в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала – тема для отдельной статьи. Сегодня подчеркну только одно: за четверть века он воспитал около двух десятков талантливых молодых людей, заявивших о себе в искусстве. Как справедливо говорит председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов, требовательностью и желанием вложить в своих воспитанников настоящую любовь к прекрасному и творческому труду Хаджаев завоевал большой авторитет у студентов, он помог становлению многих ныне известных художников республики: Избат Уруджевой, Арсена Курбанова, Тимура Сулейманова, Адиля Астемирова и других.
Он – философ и живописец, график и мудрец, ценит настоящий профессионализм и искренность в искусстве. Его работы уникальны, неповторимы. Имя Альберта Хаджаева включено в каталог художников мира.
Своим творчеством он никому ничего не доказывает, ни у кого ничего не просит, не учитывает веяния моды и чужие пристрастия. Он самобытен, у него свое творческое лицо. Он – признанный классик. Уверен, что масштаб этой необыкновенно талантливой фигуры оценит тот, кто хорошо знает современное изобразительное искусство. Достичь в каждом полотне реалистической достоверности – работа долгая, кропотливая. Но именно такой подход позволяет художнику глубоко и многогранно исследовать духовный мир человека.
Альберт Захарович снова за мольбертом. Он пишет новые портреты современников, неспешно и основательно создает свою Вселенную, собирает там образы близких ему по духу людей – думающих, неравнодушных, талантливых. Уверен, впереди нас ждут новые открытия. Крепкого здоровья и новых творческих свершений, Учитель!