Мир образов и символов
Под названием «Там, где-нибудь» в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой открылась персональная выставка известного живописца, члена Союза художников России Натальи Савельевой. Для каждого, кто посетит новый выставочный проект музея, будет свое «там, где-нибудь». И однозначно это будет особое место, где тепло, уютно, которое наполнено какими-то образами, близкими всем нам и в то же время окутанными некой особой библейской символикой.
Ретроспективная выставка, приуроченная к юбилею Савельевой, собрала ее работы самых разных лет. Это позволяет зрителю проследить трансформацию творческих методов и подходов художника. Последователь реалистической школы, она, по мнению искусствоведов, в последнее время весьма продуктивно работает в области современного искусства и в этом направлении нашла индивидуальный почерк, наметила свой путь.
«Наталья Савельева – один из самых интересных и глубоких современных художников, со своим стилем, своей манерой письма. Ее работы всегда узнаваемы, их ни с чьими другими не спутаешь. Они неожиданны, нетрафаретны, очень глубоки и их отличает философское прочтение жизни. Кроме того, работы данного автора интересны с точки зрения колористического решения. Тематически сложно разделить новую выставку на какие-то отдельные блоки, так как каждая работа о чем-то другом, каждая – это открытие, что-то новое. Но что примечательно – многие работы чувствуешь сердцем. Это тоже особенность этого автора.
Я думаю, все, кто знаком с творчеством Натальи Константиновны, с большим интересом следят за ее проектами. В нашей выставке мы поставили задачу показать разные периоды ее творчества. Здесь есть и знакомые многим работы, и произведения, выставляющиеся впервые», – отметила директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова.
В разножанровой экспозиции представлены живопись, графика и объекты. По словам куратора выставки, заведующего отделом изобразительного искусства музея Александра Сергеева, в каждой работе, представленной в рамках нового проекта, можно прочувствовать как в обыденном и повседневном художник видит сакральное, чувственное, тонкое, пытаясь развить это до мифопоэтики.
«Савельева в живописи далека от социальных тем, её мировоззрение отрицает социальное искусство. Создавая работы, она окружает себя и зрителя светлым и чистым миром, к которому необходимо стремиться. Многие работы о мифологизации и сакральности бытия, о связи жизни с вечностью, настоящего с прошлым (триптихи «Ирганай», «Покой», «Страж», «Нить»).
Немало глубинных смыслов и в работах, раскрывающих образ женщины. В одних женщина – это мать-заступница, символ плодородия, в других же её образ наполнен таинственностью. Так, к примеру, в работе «Тихая вода» зрителю предстают женщины в огненно-оранжевых платках, словно нимфы, собравшиеся у голубого омута лесного озера. Женский образ тут воплощение разных характеров и настроений», – отмечает куратор проекта.
Представлены на выставке и два знаменитых триптиха художника: «Покой» и «Эдем». Каждый наполнен глубоким философским контекстом.
«В триптих «Эдем» я вложила очень много мыслей, душевных сил, старалась переплести в нем много символов: открывающиеся на первый взгляд образы природы и человека, библейские мотивы (Ева, райское дерево с запретными плодами), и, конечно, в триптихе заключены образы прекрасных беременных женщин – символов бытия человеческого», – рассказала Савельева.
Триптих «Покой» художник посвятила древнему Дербенту. Писался он к юбилею города. Тема была сложной, но художнику удалось поймать неповторимый образ и заключить его в наполненную особым светом и энергетикой работу.
«У меня, конечно, были какие-то подростковые воспоминания, связанные с поездками в Дербент, но я решила, что всё-таки этого недостаточно для серьезной, углубленной работы, поэтому уговорила мужа в один из выходных дней поехать туда. Я верила, что на месте какая-нибудь встреча, какое-то впечатление вдохновят меня. И вот мы отправились в город. Это был жаркий летний день. Первое, что осталось, зафиксировалось в памяти – море желтой выжженной травы, которой было много как по дороге в Дербент, так и у стен крепости. И вот она колышется на ветру, как огромное пшеничное поле, рядом старинные замшелые стены Нарын-Калы, и все утомлено полуденным солнцем. Это было тонкое нюансированное впечатление для меня, и я решила передать это состояние природы Дербента. Так родился триптих – история жизни и смерти, история сиюминутного состояния и вечности. Поэтому неслучайно левая часть триптиха – жизнь (бабуля-пастух в окружении овец), правая сторона – смерть (утопающие в желтой траве покосившиеся надгробия), в центре – фрагмент крепостной стены как символ незыблемой вечности. Да, меняется жизнь, меняемся мы, люди приходят и уходят, но крепость как стояла тысячелетия, так и будет стоять», – поделилась историей создания работы художник.
Говоря же о выставке в целом, Наталья Савельева отмечает, что ей трудно выделять какие-либо работы отдельно.
«Это сложно. Как можно дать оценку своему ребенку? Ты ж его родила, это твоя кровиночка. Точно так же с работами. Могу сказать только, получилось ли у меня сделать то, что мне виделось или нет. В большей степени это не получается. Все равно в процессе каждая работа начинает в какой-то момент жить своей жизнью, и в итоге выходит немного не то, что ты задумывал. Может, это и хорошо, хотя нередко бывает и разочарование, потому что ты видел глубже, интереснее, сложнее, а получилось так, как получилось. Наверное, так и должно было быть, а может быть, пока не пришло время», – делится Савельева.
Картинная галерея художника пополняется из года в год. Однако в перерывах между творчеством и преподаванием в художественном училище им. М. Джемала Наталья Константиновна находит время и для хобби – роспись тыкв-гюнзари (другие названия – лагенария, бутылочная, горлянка). В былые времена из них делали посуду, тару для хранения продуктов. Сегодня посуду можно купить, и тыквы не так востребованы. Но в руках художника высушенная горлянка становится произведением искусства.
Так, в последней работе «Рыболовы» она из двух тыкв вытянутой формы и одной покороче создала своего рода триптих, в котором лагенарии соединены одной темой и образом рыбы. В совершенно другом ключе исполнена работа «Сине — белое»: в центре внимания бык и собирательный образ аула, покрытого облаками и туманами. Каждая работа – отдельный мир.
«Расписывать тыквы я начала неожиданно для себя. Несколько лет назад меня пригласили принять участие в фестивале «Куклоград». Помню, передо мной встал вопрос: из чего мне создать свою куклу? Металась по дому, не зная, с чего начать, какой материал использовать, какой образ воплотить… И тут мой взгляд падает на вазочку, сделанную из тыквы — гюнзари, которую мне некогда подарил один знакомый. Повертела ее, рассмотрела со всех сторон, и сразу же пришел образ того, что я хочу сделать. Так на свет появилась моя первая авторская кукла «Сюзанна». Она положила начало новому увлечению, которое переросло в неотъемлемую часть жизни. Мне очень интересно работать с этим материалом. Поверхность тыквы живая, теплая. Каждая тыква – своя особая форма, и найти новое изображение, новый образ в этой форме – это классно, это увлекает», – поясняет художник.
Увлеченные поиски продолжаются, а значит, новые необычные работы не заставят себя долго ждать. К тому же наверняка на даче у Савельевой новый урожай
тыквочек ждет своего преображения. А пока мы наслаждаемся творческим богатством, представленным в рамках нового персонального проекта. К слову, первые посетители уже делятся своими впечатлениями.
Заместитель министра по делам молодежи РД, учёный-дефектолог, профессор Патимат Омарова:
«Выставка Натальи Савельевой «Там, гденибудь» наполнила ощущением внутренней чистоты, прикосновения к чуду и каким-то воеобразным спокойно-ироничным восприятием реальности. Как будто ласковой рукой матери провели по взъерошенной голове разгоряченного подростка и привели в чувство. Мы пришли на выставку с детьми с родительской обречённостью в ожидании капризов скучающих младших школьников, но неожиданно получили восхищённых юных зрителей, задающих много вопросов и иногда (о радость для родительского сердца!) совершенно точно определяющих, почему эти удивительные картины имеют такие названия».
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка ДГУ Лариса Березина:
«Я знаю Наталью не первый год и для меня очень ценно ее отношение к тому, что она пишет. Потому творения художника до такой степени теплые, близкие каждому зрителю. Я смотрю на картину и понимаю, что я там, внутри. Обожаю ее коров, лошадей, рыб, образы старцев, которые будто живые. Я знаю многих людей, которых писала Наталья, и поражаюсь тому, как она сумела выхватить тонкости характера, не видные с первого взгляда».
Хотите окунуться в особый, наполненный теплом и светом мир художника, где простое и обыденное охвачено новым символичным содержанием? Тогда спешите посетить выставку «Там, где-нибудь», которая будет представлена на площадке музея до 10 января 2022 года.