X
08:35 02.02.2024

Мир, поделённый надвое

Ритмичный ряд узорной резьбы, контуры цветочной росписи, ажурная вязь сродни искусству мастериц-золотошвеек… Кажется, дерево в руках мастера оживает. Податливое, оно превращается то в кружевное полотно, то в дивной красоты предмет быта. Столь многообразно искусство не одного, а многих народов, населяющих землю.

Прикосновение к артефактам

Так уж вышло, что мир для Абдула Джахбарова (на снимке) изначально сложился мозаичным, словно разделенным ассоциациями, возникшими в детском сознании будущего мастера. Отрывочные картинки-всплески уносили то в круговерть большого многоголосого города, то в родное село Нукуш Чародинского района, куда он приезжал вместе с семьей к родне, дивясь звонкой тишине, горным массивам, природному аромату лесов. Не отрывая глаз, любовался горской архитектурой, манившей строгими формами, кладкой разрушенных горских саклей.

Находил высоко в горах сохранившиеся тысячелетние таинственные пиктографические знаки, старался понять, в чем их смысл. Тогда послания выглядели как набор картинок, изображения различных сюжетов, предметов, отражая явления прошлого.

– Желание прикоснуться к артефактам преследует меня и сегодня, – делится мастер Абдул Джахбаров. – Когда мы выезжаем всей семьей в горы, стараемся выбраться именно туда, где сохранились древние памятники, о многом говорящие. И не просто говорящие, а завораживающие необыкновенными посланиями из другого мира, предназначенными современникам каждого нарождающегося века.

Он уверен, что ему было предопределено найти свое место в творческой среде. И вспоминает, что дядя со стороны матери учился на худграфе. По его совету Абдул и попал в художественную школу, ощутив в себе тягу к рисунку, изображению людей и животных, фантастических, необычных. Совсем как на рисунках на камне, которые он запоминал, стараясь разгадать, что же они значат. И уже тогда ощущал острое желание и дальше постигать таинство художественного мира.

– Семья у нас многодетная. Мама хозяйством занималась, отец в столярке работал. И для меня окном в прекрасное, отделенное от извечных бытовых проблем, являлось общение с педагогами, ведущими моей рукой. Они научили размышлять и отображать свои мысли на чистом листе бумаги.

Учиться так учиться

Вполне естественным желанием было продолжить учебу в художественном училище им. Джемала по специальности «художник по металлу (ювелир)». Здесь он научился технике, тонкостям ювелирки, давать простор фантазии в попытке создавать изделия в этностиле, в авторском дизайнерском исполнении. После поступил на худграф ДГПУ. И неожиданно для себя выбрал отделение «художественная обработка дерева», стал художником-краснодеревщиком.

– Мне захотелось перенести рисунок на поверхность дерева, мечтал повторить искусство старых мастеров, создававших уникальные произведения, исходя из горского аскетизма, – делится мастер. – Девять лет обучая студентов худграфа, я, как и мои педагоги, учил ребят не только тонкостям ремесла, но и тому, что каждая работа, не повторяя, но восхищая ценителя рукотворного дела, должна застревать в их памяти. Так пробуждается желание еще и еще раз прикоснуться к миру художества.

Абдул рассуждает об искусстве художественной обработки древесины, рассказывает, что среди всех видов народного творчества оно получило наибольшее развитие. С разнообразием древесины пришли изображаемые солярные знаки, символизирующие эпоху зороастризма, связанные с этим многочисленные легенды и предания, религиозные представления. Мастер замечает, что «священные» деревья и сегодня встречаются в древних селах. И каждый мастер считает для себя большой удачей увидеть старинные памятники, свидетельствующие о высоком развитии культуры земли.

Демонстрируя на видеослайде изготовленную люльку, орнаментированную геометрической желобчато-выемчатой техникой, он замечает, что рукотворные символы-обереги служили защитой от болезней. А центральным элементом интерьера дома был так называемый опорный столб. Есть он и в коллекции мастера. «Он имел не только конструктивное значение, но и ритуальное и являлся священным символом жилища или символом рода», – говорит он.

Творческая мастерская

Каждого, кто попадает в его мастерскую, Абдул ведет по своему «дому», всякий предмет которого предназначен для убранства в быту горца. Быт этот функциональный, выполняющий, с одной стороны, рабочую роль, с другой, украшая сельский дом сдержанной красотой, восхищающей тех, кто впервые столкнулся с резной утварью, необыкновенным декором тех же ворот, дверей, настоящих произведений искусства. Орнамент можно отнести к различным школам, но объединяют его работы непосредственность, художественная целостность, практическое назначение, самобытность.

По мнению Абдулы, индивидуальность определяет качество и почерк каждого, кто освоил мастерство работы по дереву, соответствующую технику. Он считает, что быть ремесленником легче легкого, а вот быть творцом настоящего прикладного искусства – задача не из простых.

Интересуюсь, насколько разнится техника по дереву и по камню. Он отвечает, что отличие работы с деревом – в плоскостной резьбе, здесь доминирует прямая линия со скосами резьбы. В камне же – превалируют округлость, мягкая волнистая линия и вертикальный срез контуров. Но, предпочитая дерево, он творит настоящие музейные экспонаты, возрождая этнический стиль. Убежден в том, что возвращение к истокам позволит дагестанцам, жилища которых унифицированы, со временем отдавать предпочтение своему собственному этническому миру.

Вечный поиск

Джахбарова можно смело причислить к мастерам, деятельность которых направлена на пропаганду творческого наследия предков. И чем больше он самосовершенствуется, тем больше уходит в искусство уникальной резьбы. При этом осознает, что находится только в начале пути.

Мастер работает в манере плоскорельефной резьбы, используя кубачинский и геометрический орнаменты.

– Жена моя кубачинка, – рассказывает Абдул. – Вместе учились. Создали семью. Две дочери у нас, старшая – Элина – учится в художественном училище на отделении «дизайнер среды», младшая – Мадина – тоже учится дизайну. Уверен, энергетический код передается по наследству. Многое, с чем приходится сталкиваться в творчестве, связано с исторической памятью нашего края, с его необыкновенным разнообразием ремесел, каждое из которых можно причислить к уникальному искусству. Нам нужно развивать его, дополняя вкраплениями современников.

Мастер рассуждает о том, что народное творчество преодолело период забвения. Подхваченное новыми поколениями, оно обретает новые качественные характеристики, что вполне естественно, и позволяет, используя более совершенные технологии, достигать еще более высокого профессионального мастерства. Он говорит и о том, что роднит мастеров прошлого и настоящего. Это не только желание продолжать художественную стезю, но и вкладывать в каждое свое произведение душу. Иначе говоря, только тогда ты получаешь обратную связь с ценителем твоего творческого вкуса, твоих мыслей и чувств, которые во всем, что создаешь.

– Творчество – это вечный поиск, – замечает Абдул. – Оно преследует тебя днем и ночью. И ты никогда не знаешь, каким будет результат. И получится ли так, как ты задумывал. Ведь иногда возникает сильное чувство досады, что что-то сделал не так. Но это заставляет вновь и вновь листать исторические источники, выезжать в села, сохраняющие образцы древнего деревянного, каменного зодчества, чтобы получить ту энергетическую подпитку, которая даст возможность для новых идей и замыслов.

Работы мастера Джахбарова побывали на различных всероссийских, зарубежных выставках, на ВДНХ, где были по достоинству оценены. Но иначе и быть не может, поскольку мастер и его произведения – это единое целое, что не может не менять мир к лучшему.

Статьи из «Культура»

Нравственный ориентир

5
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Это была поистине народная стройка…

6
Если оглянуться на 100 лет назад, то одним из самых ярких...

Семьи участников СВО – в центре внимания

71
Во время недавней прямой линии Главы Дагестана...

Юбилейный концерт

4
Виртуозный саксофонист, ведущий артист и солист эстрадно-духового оркестра Дагестанской...

Когда поёт «Чарода»…

32
Праздничная программа с их участием обречена на успех, бурными овациями встречают артистов...

Как Джабраилов фотографа играл

4
Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел...

Не надо бояться творить

9
Как написать грантовую заявку и получить поддержку от государства на реализацию проекта?...

Философия образов

23
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Вся гамма человеческих чувств

42
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Звучали кумуз, флейта, гармонь…

9
В этом году участниками Регионального фестиваля юных...

Еще раз о любви к Родине

12
Песни времен Великой Отечественной войны, патриотические вокальные произведения,...