X
09:12 28.11.2018

Мир внутри себя

Помните, как в школе нам часто давали задание – написать сочинение по рисунку? И как порой подолгу приходилось искать слова, чтобы красиво все изложить… Примерно в таком положении оказались участники выставки «Одна. Любимая», открывшейся в Центре этнической культуры в Махачкале. Вот только им не пришлось искать слова, что-то выдумывать. Мысли сами легли в текст. Ведь каждый писал о той единственной и неповторимой, одной любимой картине, которая не просто украшает стену дома или квартиры, а уже стала неотъемлемой частью бытия.

Кураторы выставки – художник Патимат Гусейнова и журналист Светлана Анохина – собрали вернисаж, в центре внимания которого 35 картин и такое же число рассказов, связанных с ними. Эти небольшие тексты знакомят гостей выставки с историей того, как то или иное произведение попало к его владельцу, какими смыслами оно наполнено для него.

– Идея этой выставки родилась у всех на глазах, а началось все с болтовни в «Фейсбуке», – рассказывает Светлана Анохина. – Говорили о художниках, их работах, о тех, кто эти работы приобретает. Вопрос был поставлен четко, и к беседе приглашались лишь те, кто платил или готов был заплатить за арт-продукт. Но пришли и другие. Те, кто никогда ничего не покупал, но бережно хранит подаренные ему картины, и те, чья коллекция состоит из одного-единственного беглого наброска, сделанного другом-художником на шумной вечеринке.

Так в ходе обсуждения родилась мысль – собрать вернисаж, в котором были бы представлены и произведения искусства, и рассказы о них, написанные их владельцами.

Художник Наталья Савельева представила свою любимую работу под названием «Последние». Автор – молодой художник Халимат Саидудинова. В своем рассказе она признается, что некогда влюбилась в эту картину с первого взгляда: «Лет пять назад в Музее истории города я увидела ее. Не могу сказать, что меня впечатлила техника или идея. Просто я в нее вошла и уже больше не вышла. И это даже не сон, нет, это будто моя вторая реальность, мой собственный мир, в котором я живу внутри себя. Я ходила, смотрела экспозицию, возвращалась, снова уходила и опять возвращалась. Не отпускало. Так и ушла с ощущением, что осталась там. А спустя несколько месяцев пришла в гости к девчонкам на худграф, и там, в их мастерской, увидела её, мою внутреннюю реальность. Сказала, что умираю, как хочу ее себе. Так прямо и сказала: умираю, хочу! И я ее получила».

Журналист Мария Шерматова не собиралась покупать своего «Попугая», написанного грузинским художником Автандилом Кутубидзе. Но во время одной поездки, гуляя на Сухом мосту в Тбилиси, увидела сиротливо стоящую у ног продавца картину и решила увезти одинокого попугайчика в Дагестан.

«Он, несчастный какой-то и никому не нужный, стоял на развале картин где-то сбоку, в ногах у продавца. «Да заберите этого попугая, отдаю недорого, мне деньги срочно нужны. Его хороший художник писал, театральный, Автандил зовут. Картина старенькая, конечно, подрамник посыплется скоро, лучше перетянуть», – говорил продавец. Так портрет переехал в Махачкалу. После чистки краски стали намного ярче, а через моих грузинских друзей по автографу на обороте картины удалось установить, что это одна из ранних работ замечательного художника Автандила Кутубидзе. Очень люблю моего попугая и вижу по его внимательному взгляду, что он все про меня понимает».

Директор Лакского театра Магомед Гусейнов на выставку предоставил свою любимую работу «Вахдият» художника Ибрагимхалила Супьянова.

«Вслушайтесь в эту песню из красок и линий. Все движется, ничто не стоит на месте. Линии, переплетаясь, образуют покрывало реальности и никогда не запутываются. Тут встретились и слились в бесконечный ритм вечности два мощных потока. Верхний – это звездное небо, где по воле Создателя плывут светила, окликая друг друга и творя свою молитву. И нижний – земной, пахнущий сеном и дымом, с людьми и урчащими благие пожелания домами, сквозь который текут сменяющие друг друга эпохи», – пишет о своей картине Гусейнов.

Скульптурную композицию «Колыбельная для мамы» известного автора Анатолия Ягудаева предоставила для экспонирования директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева, сопроводив ее трогательным рассказом о скульпторе:

«Когда он сделал для меня эту работу, Евы еще не было. Но волшебный Ягудаев тогда уже все знал и рассказал в скульптуре мою историю про материнство, нежность, любовь. В очередную нашу встречу я спросила Анатолия Михайловича про новые работы. А он – мне: «А кому они нужны, и не покупает никто». Пожаловался, что пальцы не слушаются. Я куплю, – говорю, – сделай, что посчитаешь нужным, не останавливайся только, лепи! Вот он и вылепил для меня эту скульптурную композицию. Про вечное и бесценное, с фирменными ягудаевскими цветками и божьими коровками, в которых столько любви и нежности. Когда спросила, как она называется, подумал немного и сказал: «Колыбельная для мамы. Для тебя делал». Я стояла не дыша, оглушенная предчувствием, радостью и сразу ему поверила… И теперь, спустя годы, слушаю, как дочь перед сном лопочет мне свою колыбельную, и улыбаюсь ожившей скульптуре любимого Ягудаева… Вот она, великая сила искусства! Как ода жизни всему лучшему, что случается с человеком».

… Необычная идея выставочного проекта пришлась по душе гостям вернисажа. В беседах с друзьями, в постах в социальных сетях, в комментариях к публикациям о выставке каждый, успевший побывать на вернисаже, поспешил так или иначе выразить свое мнение. Сходятся все в одном: формат кураторы проекта выбрали самый что ни на есть удачный.

«Вообще-то это очень странно: работы – совершеннейший разнобой техник, материалов, форматов и замыслов – выстраиваются в рассказ о судьбах, чувствах и эмоциях. Ходишь и смотришь, смотришь и читаешь, переходишь от одной работы к другой, словно перелистываешь страницы книги. Очень здорово получилось!» – отметил известный московский художник, литератор и журналист Борис Войцеховский.

Статьи из «Выставки»

Какого цвета Дагестан?

61
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

14
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

53
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

91
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

51
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

39
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

69
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

29
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...