Мир внутри себя
Помните, как в школе нам часто давали задание – написать сочинение по рисунку? И как порой подолгу приходилось искать слова, чтобы красиво все изложить… Примерно в таком положении оказались участники выставки «Одна. Любимая», открывшейся в Центре этнической культуры в Махачкале. Вот только им не пришлось искать слова, что-то выдумывать. Мысли сами легли в текст. Ведь каждый писал о той единственной и неповторимой, одной любимой картине, которая не просто украшает стену дома или квартиры, а уже стала неотъемлемой частью бытия.
Кураторы выставки – художник Патимат Гусейнова и журналист Светлана Анохина – собрали вернисаж, в центре внимания которого 35 картин и такое же число рассказов, связанных с ними. Эти небольшие тексты знакомят гостей выставки с историей того, как то или иное произведение попало к его владельцу, какими смыслами оно наполнено для него.
– Идея этой выставки родилась у всех на глазах, а началось все с болтовни в «Фейсбуке», – рассказывает Светлана Анохина. – Говорили о художниках, их работах, о тех, кто эти работы приобретает. Вопрос был поставлен четко, и к беседе приглашались лишь те, кто платил или готов был заплатить за арт-продукт. Но пришли и другие. Те, кто никогда ничего не покупал, но бережно хранит подаренные ему картины, и те, чья коллекция состоит из одного-единственного беглого наброска, сделанного другом-художником на шумной вечеринке.
Так в ходе обсуждения родилась мысль – собрать вернисаж, в котором были бы представлены и произведения искусства, и рассказы о них, написанные их владельцами.
Художник Наталья Савельева представила свою любимую работу под названием «Последние». Автор – молодой художник Халимат Саидудинова. В своем рассказе она признается, что некогда влюбилась в эту картину с первого взгляда: «Лет пять назад в Музее истории города я увидела ее. Не могу сказать, что меня впечатлила техника или идея. Просто я в нее вошла и уже больше не вышла. И это даже не сон, нет, это будто моя вторая реальность, мой собственный мир, в котором я живу внутри себя. Я ходила, смотрела экспозицию, возвращалась, снова уходила и опять возвращалась. Не отпускало. Так и ушла с ощущением, что осталась там. А спустя несколько месяцев пришла в гости к девчонкам на худграф, и там, в их мастерской, увидела её, мою внутреннюю реальность. Сказала, что умираю, как хочу ее себе. Так прямо и сказала: умираю, хочу! И я ее получила».
Журналист Мария Шерматова не собиралась покупать своего «Попугая», написанного грузинским художником Автандилом Кутубидзе. Но во время одной поездки, гуляя на Сухом мосту в Тбилиси, увидела сиротливо стоящую у ног продавца картину и решила увезти одинокого попугайчика в Дагестан.
«Он, несчастный какой-то и никому не нужный, стоял на развале картин где-то сбоку, в ногах у продавца. «Да заберите этого попугая, отдаю недорого, мне деньги срочно нужны. Его хороший художник писал, театральный, Автандил зовут. Картина старенькая, конечно, подрамник посыплется скоро, лучше перетянуть», – говорил продавец. Так портрет переехал в Махачкалу. После чистки краски стали намного ярче, а через моих грузинских друзей по автографу на обороте картины удалось установить, что это одна из ранних работ замечательного художника Автандила Кутубидзе. Очень люблю моего попугая и вижу по его внимательному взгляду, что он все про меня понимает».
Директор Лакского театра Магомед Гусейнов на выставку предоставил свою любимую работу «Вахдият» художника Ибрагимхалила Супьянова.
«Вслушайтесь в эту песню из красок и линий. Все движется, ничто не стоит на месте. Линии, переплетаясь, образуют покрывало реальности и никогда не запутываются. Тут встретились и слились в бесконечный ритм вечности два мощных потока. Верхний – это звездное небо, где по воле Создателя плывут светила, окликая друг друга и творя свою молитву. И нижний – земной, пахнущий сеном и дымом, с людьми и урчащими благие пожелания домами, сквозь который текут сменяющие друг друга эпохи», – пишет о своей картине Гусейнов.
Скульптурную композицию «Колыбельная для мамы» известного автора Анатолия Ягудаева предоставила для экспонирования директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева, сопроводив ее трогательным рассказом о скульпторе:
«Когда он сделал для меня эту работу, Евы еще не было. Но волшебный Ягудаев тогда уже все знал и рассказал в скульптуре мою историю про материнство, нежность, любовь. В очередную нашу встречу я спросила Анатолия Михайловича про новые работы. А он – мне: «А кому они нужны, и не покупает никто». Пожаловался, что пальцы не слушаются. Я куплю, – говорю, – сделай, что посчитаешь нужным, не останавливайся только, лепи! Вот он и вылепил для меня эту скульптурную композицию. Про вечное и бесценное, с фирменными ягудаевскими цветками и божьими коровками, в которых столько любви и нежности. Когда спросила, как она называется, подумал немного и сказал: «Колыбельная для мамы. Для тебя делал». Я стояла не дыша, оглушенная предчувствием, радостью и сразу ему поверила… И теперь, спустя годы, слушаю, как дочь перед сном лопочет мне свою колыбельную, и улыбаюсь ожившей скульптуре любимого Ягудаева… Вот она, великая сила искусства! Как ода жизни всему лучшему, что случается с человеком».
… Необычная идея выставочного проекта пришлась по душе гостям вернисажа. В беседах с друзьями, в постах в социальных сетях, в комментариях к публикациям о выставке каждый, успевший побывать на вернисаже, поспешил так или иначе выразить свое мнение. Сходятся все в одном: формат кураторы проекта выбрали самый что ни на есть удачный.
«Вообще-то это очень странно: работы – совершеннейший разнобой техник, материалов, форматов и замыслов – выстраиваются в рассказ о судьбах, чувствах и эмоциях. Ходишь и смотришь, смотришь и читаешь, переходишь от одной работы к другой, словно перелистываешь страницы книги. Очень здорово получилось!» – отметил известный московский художник, литератор и журналист Борис Войцеховский.