Мировоззрение и жизнь
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна инициирует глобальную смену ценностных ориентиров, прокладывает пути в многовековых исторических перипетиях соперничества, конфликта и столкновениях цивилизаций. Она выработала стройную систему идеологообразующих глобализационных ценностей, способных аккумулировать гносеологические, религиозные, этические, эстетические идеалы и установки подавляющего большинства народов в концепции евразийства.
О философских размышлениях и обоснованиях подробно изложено в многочисленных опубликованных трудах доктора философских наук, профессора Мустафы Исаевича Билалова. Ряд его монографий выдвинут на соискание Госпремии РД в области науки коллективом ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет».
Автор монографий Мустафа Исаевич Билалов, заслуженный деятель науки РД, заведующий кафедрой онтологии и теории познания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». Результаты исследований автора, которые нашли отражение в монографиях, способствуют переосмыслению фундаментальных политических, нравственных и гносеологических идеалов и норм в системе евразийских ценностей, их значимость высока в образовании и воспитании подрастающего поколения, идеи автора играют важную роль в определении исторических перспектив российской цивилизации и содержания национальной идеи Дагестана.
Динамика мирового общественного развития в последние годы обрела синергетическую крутизну – специальная военная операция России на Украине всколыхнула до самых основ миропорядок, его хозяйственно-экономическую, финансовую, политическую, нравственно-духовную, культурно-образовательную составляющую. Изменился вектор поиска национальной идеи, обеспечивающей исторические перспективы российской цивилизации. Стало очевидно: роль и место России в современном мире корректируются стратегическими векторами многополярного мироустройства, определяясь, разумеется, концептуальными основами общенациональной идеологии российской государственности и цивилизации. Российская идеология имеет свою особость в концептуальной архитектонике формирующегося полицентричного мира.
Результаты исследований автора способствуют переосмыслению фундаментальных политических, нравственных и гносеологических идеалов и норм в системе евразийских ценностей, их значимость высока в образовании и воспитании подрастающего поколения, идеи автора играют важную роль в определении исторических перспектив российской цивилизации и содержания национальной идеи Дагестана
После эпохи всеобъемлющего кризиса Запада, исчерпывающего свои духовно-исторические потенции, наступает эпоха доминирования восточного и азиатского в перспективах мирового духа, особым субъектом которого предстает евразийский мир. Его евразийские ценности – в русле изменений в современной науке, они осмысливаются также философами-постмодернистами и продвинутыми политиками Запада как необходимость пересматривать и политику, и ценности, приведшие саму европейскую культуру к кризису. Это в первую очередь глобализационные идеологообразующие ценности, нуждающиеся в новом теоретическом обосновании: ценностная рациональность, свобода, права человека, мультикультурализм и др. Эти переосмысленные политические, нравственные и гносеологические идеалы и нормы в системе евразийских ценностей могут быть отнесены к числу фундаментальных, образующих глобализационные стыки Запада и Востока. Эти идеи констатировались в рекомендациях крупной международной конференции в ДГУ, инициатором и организатором которой был профессор М. И. Билалов.
Билалов – известный в стране ученый, его заслуги отмечены присвоением почетных званий «Заслуженный деятель науки РД» (1996 г.), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2001 г.). В 2002 г. избран академиком Российской академии социальных и гуманитарных наук, академиком Российской академии естествознания. Профессор ЮНЕСКО. Член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии. Автор около 30 монографий и учебников, более 500 научных статей и методических пособий, редактор 6 научных сборников.
Научная деятельность М. Билалова обладает внутренней цельностью, хотя ведется по нескольким актуальным направлениям. Их объединяют поиски решения философской проблемы истины, которым посвящены кандидатская и докторская диссертации. М. Билалов разрабатывает также вопросы философии образования, проблему эффективизации методологической функции гносеологии в педагогике. Для осмысления проблем формирования гражданского общества М. Билалов предлагает идею о его региональных моделях и базовых ценностях в условиях глобализации. Научные открытия ученого обладают общепризнанной в научном сообществе значимостью и подтверждены докладами на мировых и всероссийских конгрессах, публикациями в журналах «Вопросы философии», «Философские науки», «Эпистемология и философия науки», «Вестник МГУ», в том числе и в зарубежных изданиях.
М. Билалов широко известен в Дагестане и как яркий публицист, полемист. Более 100 его статей в республиканских и центральных журнальных и газетных изданиях посвящены проблемам философии, ее роли в обществе, актуальным проблемам глобализации и гражданского общества. Высокой оценки в республике заслужили его рекомендации властным и общественным структурам Дагестана в области политической и общественной деятельности, активное участие в разработке республиканских целевых программ по вопросам цивилизационного развития общества, культуры и образования, в том числе в качестве руководителя. 18 лет под патронажем профессора М. Билалова работает получивший популярность республиканский интеллектуально-философский молодежный клуб «Эпохе».
Осмысление евразийской цивилизационной идентичности России, в особенности Юга России, осуществляется автором не одно десятилетие. Методологическим алгоритмом здесь служит гносеология. Знание и вера, рациональное и иррациональное, логика и интуиция, теоретизм и эмпиризм и другие эпистемологические понятия, характеризующие познавательную культуру народов, достаточно определенно свидетельствуют о специфике как индивидуального, так и коллективного культуротворчества. Его продукты и есть исторически складывающиеся слагаемые и истоки этнической, национальной и цивилизационной идентичности, что им исследовалось и выводилось в монографиях «Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры» (М., 2008); «Диалектика культуры и цивилизации (регион России)» LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG, (Saarbrucken,2011); «Целостность Дагестана в единстве с Россией» (Махачкала, 2013) (в соавторстве); «Культура в условиях глобализации: взгляд из России» (коллектив авторов, М., 2017).
В книгах акцентируется внимание на тех ценностях познания, которые предстают не только сущностными для культуры региона, но и глобализационными и цивилизационными, а также идеологообразующими – выражающими теорию, философию и методологию европейского, азиатского или евразийского духа. Идеология основывается на фундаментальных ценностях духа народов – образа их бытия, мышления, морали, культуры, политики… Социальная идеология является социально-философской категорией, обозначающей уровень социального сознания и представляющей собой систему политических, культурных, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.
Выдвинутые на Государственную премию РД «Мысли не на каждый день» (первая книга – 2018 г., вторая – 2023 г.) представляют собой сборники избранных статей автора в СМИ о Дагестане, России, цивилизации и культуре. В разделах «Дагестан как цивилизация», «Дагестан во многих культурах», «Дагестан в мире», «Этнические истоки дагестанской нации», «Партитура патриотизма», «Дагестанцы как личности», «Философские портреты», «Философия, наука, религия» собраны статьи, призванные изменить ближний мир читателя, решать злободневные задачи организации государственной власти, общественных структур, науки и образования, культуры и политики. Обосновывается единая идентичность народов России на основе системы евразийской концепции. Показан концептуальный характер ценностей познавательной культуры народов православного вероисповедания, их близость с ценностями традиционного для России ислама суфийского толка. Евразийские ценности противопоставляются западным христианским и либерально-демократическим ценностям. Евразийство – своеобразное неприятие европейской культуры, ключевые векторы которой находятся в тупике. В то же время евразийство – срединная концепция между цивилизационными потоками, и потому оно выполняет очень важную для духовной, политической и экономической стабильности человечества функцию коммуникации как человеческого способа существования – создания единого мирового пространства взглядов и смыслов.
Статьи из «На соискание Госпремии РД»
Мудрость басенного слова

Первая в стране

Фундаментальное исследование

Крупный вклад в науку
