X
08:17 06.08.2021

Многогранный талант мастера Казима

Его дом похож на музей. Не краеведческий. Рукотворный. Потому что всё здесь сотворено его руками. Начиная от калитки… Посмотришь и сразу становится ясно: здесь живет творческая личность.

Нет такого направления в изобразительном и прикладном искусстве, где бы Казим Загиров (на снимке) из Кайтагского района не проявил себя как знаток и профессионал. Творчество его настолько многогранно, что порой удивляешься – где, в какой сфере искусства он себя ещё не проявил. Одаренный художник, превосходный живописец, прикладник, дизайнер, скульптор, архитектор, резчик по дереву, кузнец – это всё о нем.

Небольшой дворик семьи Загировых поражает своей не­обычностью. Стилизованные под старину стены из камня, спрятавшийся в заросли вьющихся растений родник, искрящийся в солнечных лучах водопад. Ощущение такое, что ты попал в параллельную реальность. Входишь в дом – а там… Резная мебель, печь, больше похожая на трон, и Картина. Да-да, с большой буквы. Написанная маслом батальная сцена. На переднем крае – гарцующая на коне красавица с необычайно красивым лицом. Смотрю и не могу оторвать взгляда.

– Нравится? – спрашивает женский голос.

Разворачиваюсь и… столбенею. На меня смотрит та самая женщина с картины. Оказывается, это супруга Казима, а еще его постоянная муза и вдохновительница.

Брожу по дому как по картинной галерее.

Многожанровые живописные полотна художника насыщенны живой энергетикой, богатая цветовая гамма в пейзажах, сочная палитра красок говорят о профессионализме, о тонком восприятии природы родного края. Это ярко выражено в его пейзажах, каждая картина созвучна настроению времени года.

Ему близка и хорошо знакома родная природа, с любовью и большим мастерством он прорисовывает каждую деталь.

В картине «Зимний вечер» – стог сена под снегом, старушка с внучкой и ведрами воды, идущая к дому, серый дымок над избой – и над всем этим холодным торжеством зимнего вечера просачивается тепло уютного домашнего очага, веет мирным спокойствием земного бытия.

Работы К. Загирова в живописи представлены во всех жанрах. Его портреты глубоко раскрывают внутренний мир человека. В особом ряду произведения, написанные в историческом жанре, «Сражение в Кала-Корейше с Надир-шахом в 1742 г.», «Битва в селении Шиляги», «Нашествие Тамирлана в селении Шиланша», «Битва горцев (кайтагцев) с Надир-шахом». Каждая из картин, охватывающих отдельный значимый исторический период из жизни кайтагских горцев, показывает масштабность, грандиозность событий, отвагу горцев перед противником, суровость и неприступность, в то же время раскрывается глубокая трагедия непокоренных кайтагцев, небольшой горстки горцев, перед многотысячным войском противника.

Картина, перед которой я просто застываю. «Слепой старик». У нее особая история.

– Я учился на первом курсе худграфа в Махачкале, – рассказывает художник. – ЦУМ и второй рынок были местом очень притягательным для нас, сельских ребят. И каждый раз я наблюдал здесь одну и ту же картину. Маленькая девочка приводила слепого старика за руку. Он садился и играл на чагане так, что все, кто слышал эту игру, плакал. Потом я уехал в армию, а когда вернулся, узнал, что слепой музыкант умер. Я написал его портрет по памяти. Однажды ко мне приехал мой друг из Шамильского района. Увидел эту картину и вскрикнул: «Это же мой односельчанин Гаджи». Друг рассказал мне, что музыкант ослеп в детстве, когда мачеха плеснула ему в глаза кипяток.

Теперь, зная печальную участь героя, всматриваюсь еще пристальнее. И понимаю, что, даже несмотря на то что писал по памяти, Казим сумел передать всю трагичность его судьбы.

Но Загиров не только талантливый живописец. В его творчестве скульптурные произведения, малые архитектурные формы (водопады, родники), дизайн дворовых территорий (горки, детские площадки), оформление интерьера помещений с использованием для декорирования местного камня.

Одно из увлечений – реставрация старинного оружия (мечи, кинжалы, сабли, кремневки) – гравировка, травление и золочение.

– Почему я этим увлекся? Я очень люблю писать батальную живопись и очень серьезно отношусь к каждому задуманному сюжету. Прежде чем начать работу над картиной, тщательно изучаю тот период истории, который хочу изобразить. Оружие, которым пользовались в ту эпоху, ландшафт местности. Не приемлю несоответствий. А то на одной картине, не буду говорить чьей, увидел такое: горец-всадник, в пылу сражения, в черкеске с газырями держит в руке меч, а за спиной у него винтовка и…колчан со стрелами. Такое отношение к истории своего народа не для меня. В общем, стал я изучать оружие, потом задумался над тем, как создать подобное по собственным макетам. По мере углубления в процесс заинтересовался реставрацией, ковкой, стал собирать собственную коллекцию и как-то незаметно получилось, что материала собралось на целую выставочную композицию. Вот решил дома ее оформить, – делится мастер.

Арабскую вязь и каллиграфию тоже изучал самостоятельно. Увиденные где-то интересные рисунки тщательно копировал, сохранял, дорабатывал. Остаётся лишь удивляться его тонкой ювелирной работе по металлу, где незатейливый кубачинский орнамент вязью украшает и оживляет старинное оружие.

Главный экспонат его коллекции – копия исторического меча «Зульфикар», по преданию, принадлежавшего иранскому полководцу Надир-шаху.

– Я художник, картины пишу, а это любительское, когда свободное время бывает, холодным оружием занимаюсь. Самое знаменитое оружие в моей коллекции – это копии меча «Зульфикар». Вот смотрите, у одного ребристая заточка, чтобы было легко пробивать доспехи, кольчугу. А вот этот «Зульфикар» – с двойным лезвием – имели право носить только избранные воины. Эти ножи – самые старые в моей коллекции XVI века. Оружие сделано из высокоуглеродистой стали и издает очень красивый протяжный звон, если слегка по нему ударить, – рассказывает Ка­зим Загиров.

К празднованию 2000-летнего юбилея города Дербента администрация крепости заказала Казиму средневековые пушки. В данное время эти пушки охраняют вход в крепость и ничем не отличаются от оригиналов тех давних времён.

Вообще в «копилке» нашего талантливого земляка столько всего интересного, что просто диву даешься, откуда он черпает свое вдохновение.

– Я просто очень люблю свой край, свой Кайтаг, – говорит он. – И как верный сын родной земли, стараюсь сохранить и приумножить исторические ценности, что оставили нам наши предки.

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

140
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

8
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

15
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

63
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

151
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...