Купить PDF-версию
06:40 | 06 октября, Пн
X
11:32 07.04.2023

Многоликий мир Алины

Её насыщенные, густые, прозрачные, словно пропитанные солнцем, разливающимся по полотну, краски влекут фантазийной символикой радужных цветов…

Так привычный горский аскетичный быт превращает в феерию света художница Алина Саидова, рассматривающая его зеркально мировосприятию молодой девушки. Она уверена, этот маленький мир создан из цветовой доминанты, где уйма простора, а время нескончаемо.

Знающая себе цену художница, не упиваясь собственной исключительностью, признаётся, что школа именитого Мусаева, которую она прошла на худграфе ДГПУ, рождает если не гениев, то самодостаточных мастеров изобразительного искусства, до которых ей пока не дотянуться. Но ее выразительная палитра столь индивидуальна, что позволяет говорить о таланте, врождённом и приобретённом в мастерской учителя.

Не подкачала и родословная. Отец, Казим Саидов, выпускник знаменитого МГАИХИ им. Сурикова, почитатель таланта Чистякова, чьи ученики (Серов, Суриков, Врубель, Васнецов, Репин, Поленов, Борисов-Мусатов), в разное время прошедшие жесткую школу Павла Петровича, обрели особенность таланта, которую наставник смог раскрыть, усмотрев своеобразие каждого из своих учеников. Мама, Инна Гаджиева, окончила ДХУ, филфак ДГУ. Увлекшись современными изобразительными технологиями, организовала несколько авторских фотовыставок.

Алина участница городских и республиканских выставок. Одна из последних – «Кремень и фиалка» – по произведениям народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой. Близкое по духу творчество повлияло на девушку, получившую мощный энергетический посыл от народных произведений поэтессы, описывающей жизнь простого человека с необыкновенной любовью.

Горские образы Алины год от года становятся всё ярче. Сакля, по её мнению, определенный символ горского мира. Это не просто жилище, а философская исповедь, повествующая об образе жизни уходящей и настоящей натуры, когда струящийся из печной трубы дым, детская колыбель – словно олицетворение жизни в горах, где до облака можно дотронуться рукой. Пейзажи художницы, написанные маслом, – это реальный образ матери, горянки-современницы. Они словно живое полотно жизни и быта высокогорного или равнинного села.

– Я далека от желания работать в привычном цветовом решении, – признаётся художница. И изображаемый ею природный фон, оттенки красок могут быть самыми разнообразными – от пастельно-голубого до глубокого цвета темной морской волны, когда кажется, что перед глазами плещется живой океан. Ярко-голубые краски соперничают с густо-синим, бездонно красным, ярко-зеленым цветом. И тогда композиция приобретает совершенно удивительное свойство влиять на зрителя авторской магией, наполненной светом, легкостью, мягкостью.

Попадая под обаяние ее композиций, зритель воспринимает «масло» как множество техник, свойств импрессионизма, характеризующегося чистыми, сияющими, звучными оттенками мазков. И в этом нет и тени подражательства: так художник чувствует, так мыслит, так созерцает. Следуя законам композиции, она обогащает свой собственный изобразительный мир полутонами, не прибегая к абсолютной открытости и, что ценно, детализируя, раскрывая природу вещей исподволь. Подобная ненавязчивость и есть ее почерк, используя который, она вполне может претендовать на узнаваемость.

– Цветовые оттенки создают ту самую лепку формы, что используется в скульптуре, давая возможность с помощью деталей создавать многослойный образ, выражающий художественную идею, – говорит художница.

Алина Саидова признается, что ей комфортно в академическом стиле. В ее творческом портфолио множество и графических работ (ретушь, сепия, чернила). Тушь и карандаш, убеждена она, показатель профессионального мастерства.

– Этот вид искусства более сложен, – замечает девушка. – Для него характерны лаконичность художественной манеры и емкость образов. Отсюда присущая многим графическим произведениям недосказанность. Техника слита с искусством намека, оставляющего зрителю пространство для воображения. В этом я стараюсь следовать своему отцу, художнику-графику, мастеру, отдающему предпочтение изобразительным канонам. Но тот же поп-арт и оп-арт – скорее графические направления, нежели живописные, а акварель – пограничное пространство.

Она подчёркивает черно-белой палитрой быт, психологию, образ жизни людей, дорожащих своей землей, выводя философию бытия. Подобный графический алгоритм близок ей. Девушка замечает, что образы тружеников это прежде всего размышления, скорбь и радость, иначе невозможно представить человека гор, с кровью впитавшего величие природы, ее первозданность, открытость и сдержанность во всём.

– Я не пытаюсь оторваться от действительности, где эклектика во всем, что присуще родовому селу, – признаётся собеседница. – «Реанимирую» заброшенные дома селян, рисую забитые досками окна, приходящие в негодность ворота, некогда представлявшие из себя произведения искусства, подталкивая людей вернуться к истокам, к тому, что было смыслом жизни, культурным кодом горцев. И тогда зритель ощущает себя неотъемлемой частью большой семьи, которой традиционно жили его предки.

Алина пробует себя в современной прозе, пишет фэнтези о вымышленных мирах, несуществующих явлениях, усматривая в фантастических сюжетах логические связи, объясняющие волшебство законов жизни, что отличает этот жанр от сказочных законов.

Алина – студентка Литинститута.

– Уникальный вуз создает ту творческую среду, где слово возводится в абсолют. И владение этим искусством дает возможность осмысливать сложные общественно-политические процессы с точки зрения писателя, публициста, художника, – считает девушка. Она еще не нашла себя до конца. Но уверена, что процесс этот бесконечен.

В последнее время Алину увлекает и дизайн, который она рассматривает как концептуальный подход к организации пространства. Для молодого художника важно ощутить тот смысл жизни, что движет многоликим исследователем, всегда одержимым в том, что возвышает, совершенствует природу человеческую.

Тэги:
художник,

Похожие

В его искусстве – Восток и Запад

12
Ему удалось показать горный край с позиции художника,...

Природа вещей и красок

19
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

49
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Секреты художественного мира

18
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Графини худграфа во всей красе…

50
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

32
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

21
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

53
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Статьи из «Культура»

Джаз и марши. Завершился фестиваль «Дагестанские фанфары»

7
В этом году в Махачкалу рано зашла осень – с дождями, прохладным ветерком и редким солнышком. Но...

Игрушки с характером

17
Были времена, когда прилавки магазинов не ломились от готовых игрушек и такого...

Ажурная филигрань

5
Изысканные, утонченные изделия златокузнеца в четвертом поколении Магомедгаджи...

Высокое искусство и новые рекорды

12
Площадка перед Аварским театром превратилась на днях в...

Весь сюжет был построен на загадке

6
«Искусство стало моей жизнью», – говорит заслуженный...

Культурный обмен продолжится

3
С 2014 года Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры...

Традиции и современность

8
Событие поистине федерального масштаба прошло в Махачкале: на четыре дня наша столица...

Диалог народов и культур

13
Воссоздание единого культурного пространства страны с целью познакомить жителей самых...

«Ночь расплескав, прожгла туман ракета…»

8
Народный поэт Дагестана Магомед Гамидов не...

Магия книг Наиды Башировой

24
В уютной дербентской гостиной, где пахнет старыми книгами и свежезаваренным кофе,...

Родниковой водой из сердечных долин

4
Состоялись итоги Пятого Международного конкурса переводчиков имени Эффенди Капиева «Резьба по камню». Поступило 29 работ из...