X
10:44 26.09.2018

Мой Дагестан

Дагестан – в горных реках, связывающих районы и даже регионы, расщелинах скал, равнинных садах, в посланиях, оставленных предками на стенах саклей, в мастерских умельцев, в орнаментах ковров, в ароматах сотен трав, в исследованиях ученых, в невиданной смородине, что вырастил сельский селекционер, в дороге, построенной старой горянкой, в заветах предков, в национальных костюмах, в детях, прославивших свой аул и республику, в речи – прекрасной и неповторимой. Дагестан – это этнокультурное полотно, соцветие народностей, вероисповеданий, культур, обычаев, традиций, обрядов, народных промыслов. Дагестан для нас – самый уникальный и любимый край в мире.

Каждая поездка по селам – показательный урок, как надо жить и чем в этой жизни дорожить. Люди любят всем рассказывать свои истории и даже делиться секретами. Я их собираю и делюсь с вами. Быть может, эти простые житейские истории нисколько не примечательны для сельской летописи, но очень дороги для самого человека. Эти рассказы надо собирать и передавать из поколения в поколение. И только здесь можно познать поговорку, что в доме должно быть три счастья: дети, скот, хлеб. В этих простых словах глубокий жизненный смысл и труд многих поколений.

Атланаул (Буйнакский район)

Я сижу на полу в Доме сельской культуры селения. Почему на полу? Потому что сейчас это сакля, и в ней разыгрывается небольшое представление. Сегодня здесь представлен старинный кумыкский обряд укладывания ребенка в люльку. Мужчин нет, как и во все времена, когда речь или дело заходили о матери и ребенке.

Женщины говорят, что ни в коем случае нельзя качать пустую люльку, иначе ребенок может заболеть. И надо обязательно накрывать ее, чтобы в нее не улегся шайтан. Люлька передавалась по наследству. Перетяжки, наколенные подушки, одеяльце шили они сами. Матрасы набивали сеном, зимой – шерстью. Женщины говорят, что люлька – это лучшее изобретение взрослых для детей и их мам. В ней ребенок в безопасности (не кувыркнется, не выпадет), в тепле, в правильном положении; в ней, считается, он выковывает свой уникальный кавказский характер…

Игрушки предков

А теперь присаживайтесь поудобнее и готовьтесь переместиться на сотни лет назад, чтобы поиграть в игрушки наших прабабушек и прадедушек. Первой игрушкой была погремушка. Делали ее из… мочевого пузыря козы или барана. Вначале его тщательно промывали, надували, закидывали горсть зерен и сушили. Пузырь с зернами издавал радостные для дитя звуки, а взрослые еще и верили: шум отгоняет от ребенка злых духов, демонов.

Нижнее Казанище (Буйнакский район)

В селах каждая хозяйка обязательно возьмется учить тебя готовить. И вот что я вам скажу: испечь домашний хлеб – это не просто замесить тесто и отправить в духовку. Теперь-то я это точно знаю. Сама пекла. В селе. Одно дело — печь хлеб в газовой духовке, и совсем другое, если печь в хьар, кари, кор, курки, чельта, чарахалу, кёрюк – это разные названия печи на дровах. В Нижнем Казанище, как будто назло цивилизации, все больше прибегают к дедовским и бабкиным методам. Вот рассказывают, пока я обмазываю желтком чуду с мясом и требухой, что раньше кёрюк был один на всю длинную улицу. По дыму и запаху женщины узнавали, что он растоплен, и спешили с уже готовым тестом, у кого из кукурузной, у кого из пшеничной муки, занимать очередь. Сейчас такая печь есть в каждом четвертом доме Нижнего Казанища.

Кидеро (Цунтинский район)

Наевшись хлеба, отправляюсь на поиски мастерицы, которая бы умела вязать настоящие гедо. Это такие шерстяные то ли чулки, то ли сапожки. Сама я их не видела, но местные жители долго расхваливали мне эти гедо, уверяя, что только цунтинские женщины умеют вязать такую красоту. Потом уже, по приезде в город, когда материал вышел в печать, мне позвонили и торжественно объявили: «Мастерицу нашли!».

Муги (Акушинский район)

А вот я уже в селении Муги. Примеряют на меня старинное даргинское платье, в таких только в Муги ходили. И по сей день богатое приданое невесте собирают с колыбели. То же и с «висюльками» на платье. Каждая его обладательница обязана оставить на нем что-то от себя потомкам – на счастье, на здоровье. Пришивая изделие, читают молитвы. Для своей Хису, младшей дочери, Айшат Багомаевна украсила платье парой серебряных приколок, монетами, закрепив их десятком молитв. Я почему-то уверена, что у наряда есть какая-то тайна…

Русский костюм

И еще о костюмах. Можно сказать, русский костюм в Дагестане своего рода эклектика, но это еще раз подчеркивает, что мы едины и живем в одной стране – России. Какие они, русские костюмы, показал известный собиратель костюмов Сергей Глебушкин.

— Традиционная культура Дагестана – бриллиант в короне народного творчества России. Это, конечно же, уникальный национальный костюм народов вашей республики, песни и сказания, танцы и древние обычаи, разножанровые фольклорные ансамбли, представляющие многоязычную, многонациональную культуру, – говорил он в очередной приезд в республику.

Кубачи (Дахадаевский район)

Еду дальше. На сей раз в Кубачи. Кубачинка может быть в платье от Dior, носить сумку от Марка Джейкобса (или не иметь ничего этого, потому что это неважно), но голову покрывать обязательно должен каз – белоснежный платок, украшенный собственноручной вышивкой золотыми нитями. На казе незамужней узоры мелкие, а бахрома узкая. Если женщина в трауре, она носит просто белую ткань. Каждая кубачинская девочка должна сама сделать себе каз, а невеста изготовить в качестве подарков родственницам будущего мужа несколько казов, украшенных золотой вышивкой.

Балхар (Акушинский район)

Как же прекрасно остановиться на дороге в знойный день, напиться ледяной воды, прямо из сердца выпустить: «Алхамдулилла» и продолжить путь. Уже в Балхар. В знаменитом Балхаре надеются и верят, что за гончарный круг сядут молодые и будет ремесло предков вертеться без остановок. Веками. А молодые не сильно-то спешат перенимать традиции… Правда, в местной школе наконец-то открыли кружок по обучению керамике. Точнее, он когда-то был, потом его закрыли, а теперь вновь открыли.

Коммуна (Дербентский район)

В верхней части села Коммуна после сбора урожая капусты сажают зелень. Раньше здесь сажали табак, а местность, где его выращивали, называли Табаклук. И сейчас так называют, хотя после табака и кукуруза была, и томаты. Первое, на что сегодня обращаешь внимание, – высокие, здоровые сосны и «сухонькие» избы с заколоченными накрест окнами. Сегодня эта местность славится археологическими находками. Уже третий год археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН под руководством доктора исторических наук Людмилы Гмыри проводит раскопки монументального оборонительного сооружения на реке Рубас в Дербентском районе. О древней Рубасской стене говорилось еще в заметках путешественников XVII-XVIII веков. Долгие годы ученые пытались разыскать памятник культурного наследия Сасанидской фортификации, но безуспешно. Стена обнаружилась случайно, когда житель села взялся пахать землю, сломал не один плуг, вот тогда и обнажились массивные каменные блоки.

Кванхидатли (Ботлихский район)

Когда у меня спрашивают о самых ярких героях, рассказываю:

– В местечке, где Андийское Койсу спешит спрятаться за гору с неизвестным названием, редкие, до безумия преданные своему делу женщины добывают… Ни за что не догадаетесь! Соль! Самой молодой добытчице около 80 лет. Весь день я узнавала: ради чего от рассвета до заката бабушки проводят на соляных копях? Из раза в раз, день за днем, год за годом одно и то же. Рутинный труд.

Здесь вкусно пахнет надеждой. Верят женщины, что вековое дело предков продолжит кто-то неравнодушный да помоложе. А пока свинцом нависает угроза, что останутся здесь лишь предания и случайные следы «промышленной» утвари. И счастье будет, если в учебниках о культуре и традициях Дагестана об этом появится хотя бы пара абзацев…

Карата (Ахвахский район)

На всю жизнь запомнится мне и бабуля Паризат. Запомнится умением «выпрямлять» людей своими благими делами. Сижу лицом к закату и слушаю, как бабушка Паризат читает Коран на балконе мутно-синего скромного дома, крышу которого они дважды стелили с мужем. Она не просто читает Священное Писание, она живет по нему. Все свои сбережения, накопленные тяжелым трудом крестьянки, бабуля отдала на строительство дорог в родном селении. И каждый месяц большую часть пенсии она тратит на благотворительность. Многие годы сельчане даже не знали, за чей счет ведется ремонт. А когда узнали, тоже стали скидываться. С тех пор и появился железный ящик на стене недалеко от годекана с надписью: «Деньги на строительство дороги».

«Забытый аул»

Объездив множество районов, поняла, что ничто так не тревожит жителей, как оставленные сельчанами аулы. Так в «ДП» появился новый проект – «Забытый аул» – о малочисленных и навсегда покинутых людьми населенных пунктах. Мы надеемся серией материалов о безжизненных старых аулах привлечь к ним внимание дагестанской общественности.

А пока… эти полуразвалившиеся горские сакли на груди величественных вершин Кавказа смотрятся жалкими осколками прошлого наших народов. Когда-то в них кипела жизнь, в которой за столетия их истории было всё: и радость, и сложности выживания, и подвиги в сражениях против завоевателей, и горечь потерь. А еще оставалась живой память поколений каждого аула. А теперь об исчезнувшей истории жалобно завывает осенний ветер в расщелинах холодных скал. Заросли травой протоптанные предками тропы, давно покосились, а где и вовсе повалились заросшие пожелтевшим мхом надмогильные камни старых кладбищ. Теперь за всем этим некому приглядывать. Прошлое здесь предоставлено само себе…

Статьи из «Культура»

Каноны и современность

11
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Приоритетные научные исследования

67
Физическое развитие и здоровье детей – один из важнейших критериев состояния здоровья нового поколения. От здоровья зависит...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

15
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

Когда поёт Кумратова…

6
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Наш ответ «Османам»

79
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

22
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

14
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

43
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

«Подарите мне это чудесное море!»

16
В этом году известная актриса Лариса Удовиченко отметит...

Умелая рука мастера слова

13
Книга переводов на русский язык стихов и поэм Абдуселима Исмаилова, которую по своим...