Морские ворота
Мой новый знакомый, с которым мы плавали одним утром на городском махачкалинском пляже, говорит: «В Дагестане я уже в третий раз, очень нравится ваше море, а еще люблю наблюдать за кораблями на горизонте». Можно понять: в детстве мы с удовольствием следили за передвижением белых красавцев, было ощущение романтики и ожидание чего-то хорошего впереди. Ну а мальчишки часто гуляли рядом с портом, стараясь получше разглядеть этот завораживающий мир взрослых, да еще такой трудной, но манящей профессии – моряков.
Жаль, что на территорию не пройти, но можно увидеть жизнь Махачкалинского торгового порта изнутри по фотографиям, макетам и другим экспонатам: в Доме дружбы к Дню работников морского и речного флота открылась выставка «В Петровскую гавань заходят корабли…».
В галерее выставочного зала посетителей ждет подборка работ воспитанников детской школы искусств № 8 им. А. Джалиловой. Порт, море, профессия моряков глазами детей, а дальше, на выставке – в фотографиях – уже совсем не детский труд работников торгового порта Махачкалы, одного из самых интересных портов страны. Единственный незамерзающий и самый глубоководный российский порт на Каспии, он был основан в 1870 году, что дало первое название нынешней столице Дагестана. И еще одна из его особенностей – небольшая текучесть кадров. Сейчас коллектив насчитывает свыше 400 человек, четверть из них работает здесь более 20 лет.
Как считает заместитель генерального директора предприятия Хаджимурад Абашилов, для дагестанцев эта выставка знакомство с портом, о котором, к сожалению, знают мало. Между тем это и пункт перевалки грузов, и точка инвестиционного развития республики. Тут производится огромный комплекс работ, в большом живом пространстве трудится множество организаций с разной формой собственности. И они делают одно дело – обеспечивают бесперебойную работу морских врат Дагестана. Более чем 150-летняя история предприятия свидетельствует о том, что в порту царит атмосфера совместного созидательного труда. Он менял название, структуру собственности, но оставался для очень и очень многих махачкалинцев домом, в котором люди создают что-то новое и интересное.
Если поискать информацию о том, для какого товара Махачкала до сих пор является перевалочным пунктом, то это соль. Были времена, когда через наш порт из Германии ввозились фотоаппараты, из Англии – шёлк, осуществлялась торговля с Австро-Венгрией. Сегодня география сотрудничества сместилась в другом направлении. Партнерами стали Иран, Индия, планируется Бангладеш, Китай.
«Мы хотим работать не только с теми несколькими странами, с кем имеем контакт сейчас, мы хотим работать с 40 или со 140 государствами, – говорит Хаджимурад Абашилов. – Проходящая сегодня выставка – еще один шаг к тому, чтобы показать через ее посетителей, а они будут из многих уголков нашей страны, что порт открыт и готов взаимодействовать со всем остальным миром, налаживая дружеские и коммерческие контакты. Как результат такой политики у нас стали появляться делегации из различных стран, с кем практически не было сотрудничества. Прежде было гораздо меньше контрагентов, узкий круг судовладельцев и грузоотправителей. Мы приветствуем любого партнера, соблюдающего договорные
отношения».
Посетители махачкалинского пляжа наверняка обратили внимание на то, что суда в поле зрения купальщиков стали появляться как будто реже. И вот почему. Теперь в порту одновременно работает 6 причалов. Если раньше корабли стояли на рейде, ожидая своей очереди пришвартоваться, то сейчас порт готов принять их сразу. Да, в 2000-х годах грузооборот был выше. Однако тогда это были металл, уголь – то, что ныне в соответствии с ужесточившимися экологическими требованиями не разрешено грузить на предприятии, находящемся в центре города. Основной же груз – цемент, удобрения, зерно, различные строительные
материалы.
Потенциал большой с точки зрения контейнерных перевозок. Для этого крайне необходимо цифровизировать порт. Тогда появится возможность работать с товарами народного потребления, перевозимыми именно в контейнерах.
Как отметил на открытии выставки заместитель руководителя махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт» Манолис Фулов, первостепенная задача порта – увеличение грузооборота. У предприятия есть все возможности для ее решения: принимаются суда с большей грузоподъемностью и посадкой, чем в Астраханском порту. Когда 38 лет назад Манолис Константинович только пришел сюда, было 4 причала, на сегодняшний день – 16, и будут строиться еще 8.
Неотъемлемая часть любого порта – судоремонтный завод. На открытии выставки выступил его генеральный директор Ахмед Курбанов, подчеркнувший градообразующую роль старейшего предприятия города. Его открытие повлекло за собой строительство бондарного, консервного заводов, а значит, многие семьи Махачкалы были связаны с судьбой порта. Наш прославленный земляк – мореплаватель Евгений Гвоздёв – тоже выходец отсюда.
Капитан Махачкалинского торгового порта Мирземет Герейханов отметил слаженную работу всех служб и организаций порта, благодаря чему более 10 лет ни одной аварии по вине портовиков здесь не случалось.
Выставка продлится до 8 августа, это хорошая возможность узнать порт и увидеть его работу изнутри. А мы хотим поделиться с нашими читателями полезными наблюдениями его старожилов: если дует моряна, то всегда нечетное количество дней. Еще у портовиков есть такая примета: «Если солнце село в тучу, завтра же, моряк, жди бучу». Вот теперь и мы с вами сможем определять погоду так же верно, как самые опытные, просоленные морем морские волки.