Морские ворота

Мой новый знакомый, с которым мы плавали одним утром на городском махачкалинском пляже, говорит: «В Дагестане я уже в третий раз, очень нравится ваше море, а еще люблю наблюдать за кораблями на горизонте». Можно понять: в детстве мы с удовольствием следили за передвижением белых красавцев, было ощущение романтики и ожидание чего-то хорошего впереди. Ну а мальчишки часто гуляли рядом с портом, стараясь получше разглядеть этот завораживающий мир взрослых, да еще такой трудной, но манящей профессии – моряков.
Жаль, что на территорию не пройти, но можно увидеть жизнь Махачкалинского торгового порта изнутри по фотографиям, макетам и другим экспонатам: в Доме дружбы к Дню работников морского и речного флота открылась выставка «В Петровскую гавань заходят корабли…».
В галерее выставочного зала посетителей ждет подборка работ воспитанников детской школы искусств № 8 им. А. Джалиловой. Порт, море, профессия моряков глазами детей, а дальше, на выставке – в фотографиях – уже совсем не детский труд работников торгового порта Махачкалы, одного из самых интересных портов страны. Единственный незамерзающий и самый глубоководный российский порт на Каспии, он был основан в 1870 году, что дало первое название нынешней столице Дагестана. И еще одна из его особенностей – небольшая текучесть кадров. Сейчас коллектив насчитывает свыше 400 человек, четверть из них работает здесь более 20 лет.
Как считает заместитель генерального директора предприятия Хаджимурад Абашилов, для дагестанцев эта выставка знакомство с портом, о котором, к сожалению, знают мало. Между тем это и пункт перевалки грузов, и точка инвестиционного развития республики. Тут производится огромный комплекс работ, в большом живом пространстве трудится множество организаций с разной формой собственности. И они делают одно дело – обеспечивают бесперебойную работу морских врат Дагестана. Более чем 150-летняя история предприятия свидетельствует о том, что в порту царит атмосфера совместного созидательного труда. Он менял название, структуру собственности, но оставался для очень и очень многих махачкалинцев домом, в котором люди создают что-то новое и интересное.
Если поискать информацию о том, для какого товара Махачкала до сих пор является перевалочным пунктом, то это соль. Были времена, когда через наш порт из Германии ввозились фотоаппараты, из Англии – шёлк, осуществлялась торговля с Австро-Венгрией. Сегодня география сотрудничества сместилась в другом направлении. Партнерами стали Иран, Индия, планируется Бангладеш, Китай.
«Мы хотим работать не только с теми несколькими странами, с кем имеем контакт сейчас, мы хотим работать с 40 или со 140 государствами, – говорит Хаджимурад Абашилов. – Проходящая сегодня выставка – еще один шаг к тому, чтобы показать через ее посетителей, а они будут из многих уголков нашей страны, что порт открыт и готов взаимодействовать со всем остальным миром, налаживая дружеские и коммерческие контакты. Как результат такой политики у нас стали появляться делегации из различных стран, с кем практически не было сотрудничества. Прежде было гораздо меньше контрагентов, узкий круг судовладельцев и грузоотправителей. Мы приветствуем любого партнера, соблюдающего договорные
отношения».
Посетители махачкалинского пляжа наверняка обратили внимание на то, что суда в поле зрения купальщиков стали появляться как будто реже. И вот почему. Теперь в порту одновременно работает 6 причалов. Если раньше корабли стояли на рейде, ожидая своей очереди пришвартоваться, то сейчас порт готов принять их сразу. Да, в 2000-х годах грузооборот был выше. Однако тогда это были металл, уголь – то, что ныне в соответствии с ужесточившимися экологическими требованиями не разрешено грузить на предприятии, находящемся в центре города. Основной же груз – цемент, удобрения, зерно, различные строительные
материалы.
Потенциал большой с точки зрения контейнерных перевозок. Для этого крайне необходимо цифровизировать порт. Тогда появится возможность работать с товарами народного потребления, перевозимыми именно в контейнерах.
Как отметил на открытии выставки заместитель руководителя махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт» Манолис Фулов, первостепенная задача порта – увеличение грузооборота. У предприятия есть все возможности для ее решения: принимаются суда с большей грузоподъемностью и посадкой, чем в Астраханском порту. Когда 38 лет назад Манолис Константинович только пришел сюда, было 4 причала, на сегодняшний день – 16, и будут строиться еще 8.
Неотъемлемая часть любого порта – судоремонтный завод. На открытии выставки выступил его генеральный директор Ахмед Курбанов, подчеркнувший градообразующую роль старейшего предприятия города. Его открытие повлекло за собой строительство бондарного, консервного заводов, а значит, многие семьи Махачкалы были связаны с судьбой порта. Наш прославленный земляк – мореплаватель Евгений Гвоздёв – тоже выходец отсюда.
Капитан Махачкалинского торгового порта Мирземет Герейханов отметил слаженную работу всех служб и организаций порта, благодаря чему более 10 лет ни одной аварии по вине портовиков здесь не случалось.
Выставка продлится до 8 августа, это хорошая возможность узнать порт и увидеть его работу изнутри. А мы хотим поделиться с нашими читателями полезными наблюдениями его старожилов: если дует моряна, то всегда нечетное количество дней. Еще у портовиков есть такая примета: «Если солнце село в тучу, завтра же, моряк, жди бучу». Вот теперь и мы с вами сможем определять погоду так же верно, как самые опытные, просоленные морем морские волки.
Статьи из «Выставки»
Краски нашей Родины

На языке красоты

Свет сквозь печаль

Великому подвигу посвящается!

За каждой картиной – история

Художник смыслов

Агитплакаты военного времени
